Фотокинотехника

Предисловие к энциклопедии "Фотокинотехника"
Изд-во "Советская энциклопедия", Москва, 1981

Фотоаппарат и кинокамера дают любому человеку возможность запечатлеть на фотоснимке или в фильме знаменательные события, портреты родных и друзей, явления окружающего мира, картины природы и т. п. Люди разных возрастов и профессий, с различными вкусами, характерами и наклонностями составляют многомиллионную армию фото- и кинолюбителей. Язык фотографии доступен и понятен всем. Человека с фотоаппаратом или кинокамерой можно встретить в полярных льдах и экваториальных джунглях, в знойных песках пустыни и на горных вершинах, на космическом корабле и в глубинах мирового океана. Фотографический и киносъёмочный аппараты приобрели огромную популярность, прочно вошли в быт миллионов людей во всём мире.

Первоначально, после изобретения (1839), фотография использовалась как способ фиксации портретных и натурных изображений, и поэтому первыми фотографами чаще всего были художники. По мере совершенствования фотоматериалов и технологии их обработки, создания более совершенных фотоаппаратов и освоения новых приёмов съёмки значительно расширились возможности фотографии и сфера её применения. В конце 19 в. фотоаппарат взяли в руки люди, часто сталкивающиеся с необходимостью делать натурные зарисовки: путешественники, натуралисты, этнографы. Документальность и наглядность изображения, создаваемого фотоаппаратом, привлекли внимание учёных, инженеров, журналистов, врачей и других специалистов, для кого процесс фотографирования быстро стал важным элементом их научной, производственной и общественной деятельности. В 20 в. фотография вышла на одно из первых мест среди средств массовой информации, получила широкое распространение во многих областях науки, техники и культуры; будучи, в сущности, техническим способом воспроизведения изображения, превратилась в особый вид искусства - фотоискусство, стала технической основой самого массового вида искусства - киноискусства.

Термин "фотокинотехника" не имеет строгого определения. Обычно под этим словом подразумевают совокупность технических средств, приёмов и способов съёмки, служащих для получения устойчивого изображения на фотобумаге, фото- или киноплёнке, его демонстрирования и хранения; в более широком смысле фотокинотехника охватывает также отрасли науки, техники и производства, обеспечивающие разработку, изготовление и использование аппаратуры и материалов, применяемых в фотографии и кинематографии. Современные фотография и кинематография развиваются на основе широкого использования достижений физики (особенно оптики), химии, светотехники, электроники, точной механики, измерительной техники, приборостроения и др.

Все технические средства фотокинотехники можно подразделить на следующие основные группы: съёмочная аппаратура (фотоаппараты, киносъёмочные аппараты); фотоматериалы (фото- и киноплёнка, фотобумага, фотокомплекты для диффузионного фотографического процесса, диазотипные и электрофотографические материалы и т. д.); реактивы для химико - фотографической обработки фотоматериалов; оборудование для изготовления фотоснимков и фильмов (копировальные станки и аппараты, фотоувеличители, кинокопировальные аппараты, машины трюковой печати, аппаратура для озвучивания фильмов и копирования фонограмм, фотостаты, автоматы для фотопечати, мультипликационные станки, аппаратура для микрофильмирования и т. п.); средства для демонстрирования фото- и киноизображений (кинопроекционные аппараты, диапроекторы, эпипроекторы, стереоскопы, диаскопы, проекционные экраны, просмотровые лупы и пр.); принадлежности для фото- и киноаппаратуры - (сменные объективы и видоискатели, съёмные дальномеры, оптические насадки, приставки для макросъёмки, удлинительные кольца, бленды, светофильтры, штативы, адаптеры, переходные кольца, каше, маски, панорамные головки и пр.); технологические машины, устройства и приспособления (проявочные бачки, кадрирующие и копировальные рамки, электроглянцеватели, сушильные аппараты и шкафы, склеечные прессы, проявочные машины, фильмостаты, монтажные и звукомонтажные столы и др.); вспомогательные средства (экспонометры, осветительные приборы, боксы для подводной съёмки, операторский транспорт, магнитофоны и пр.); кинотелевизионная техника.

Фотоаппарат и кинокамера позволяют получить на фотоматериале (например, на фото- или киноплёнке) скрытое изображение объекта съёмки; после соответствующей химико-фотографической обработки фотоматериала это изображение становится видимым. Таким образом, наличие фотоаппарата или кинокамеры, фотоматериала и химикатов - необходимое условие для получения фотоснимка или фильма. Однако качество фото- и киноизображения, как показывает практика, определяется в первую очередь не сложностью конструкции и не техническим совершенством съёмочного аппарата (как многие ошибочно думают), а качеством фотоматериала и технологией его обработки. Поэтому крупнейшие фирмы и производственные объединения, выпускающие фото- и киноаппаратуру, в своих поисках новых направлений в развитии фотографии особое внимание уделяют фотоматериалам и технологии их химико-фотографической обработки, а создание аппаратуры и приспособлений подчиняют наиболее эффективному использованию нового фотоматериала. Не меньшее значение для получения качественного изображения имеют искусство, квалификация фотографа или кинооператора - их умение правильно оценить условия съёмки и выбрать оптимальную экспозицию, навыки в обращении с фотоаппаратом или кинокамерой, способность эффективно использовать выразительные средства фотографии и приёмы киносъёмки.

Одна из важнейших особенностей фотокинотехники состоит в том, что фото- и киноаппараты, с одной стороны, являются предметами культурно-бытового назначения, которыми широко пользуются фото- и кинолюбители, а с другой - орудиями труда профессиональных фотографов и кинематографистов, учёных и производственников. Соответственно и каждая из категорий пользователей предъявляет к фотокинотехнике свои требования. Например, для фотолюбителей нужен простой и удобный в эксплуатации фотоаппарат, с помощью которого можно было бы получить фотоснимки удовлетворительного качества; немалое значение имеют также его компактность, масса, внешний вид, стоимость. Для профессиональных фотографов главное в фотоаппарате - возможность получения высококачественных фотоснимков практически независимо от условий съёмки, при этом конструкция фотоаппарата и его характеристики должны обеспечивать широкие возможности для реализации замыслов фотографа; внешний вид фотоаппарата, его размеры и стоимость для профессионального фотографа не столь существенны, как для фотолюбителя, и определяются главным образом назначением аппарата (например, для съёмки в павильоне, для аэрофотосъёмки, репродукционной съёмки). Ещё более ощутима разница между любительской и профессиональной киноаппаратурой. Например, любительский фильм, как правило незвуковой, снимается чаще всего на 8-мм, реже на 16-мм киноплёнку; любительские кинокамеры просты по конструкции, их объективы обычно имеют постоянную фокусировку (на 5-7 м); система зарядки киноплёнки - бобинная или кассетная (от 7,5 до 30 м киноплёнки). В отличие от любительского профессиональный кинематограф выпускает только звуковые фильмы, преимущественно на 35- или 70-мм, реже на 16-мм киноплёнке; более сложная конструкция киносъёмочного аппарата упрощает реализацию некоторых приёмов киносъёмки (например, съёмку с "наплывом", "в затемнение", "из затемнения"); в профессиональных кинокамерах применяют, как правило, объективы с переменным фокусным расстоянием, кроме того, в комплект кинокамеры часто включают наборы сменных объективов; фокусировка объектива производится по шкале расстояний или по изображению на матовом стекле визира; система зарядки - кассетная (кассеты вмещают от 300 до 600 м киноплёнки). Помимо различий в аппаратуре, применяемая в профессиональном фильмопроизводстве технология с использованием проявочных машин, кинокопировальных аппаратов, машин трюковой печати, установок для комбинированных съёмок, монтажного оборудования, аппаратуры звукозаписи и т. д. столь сложна, что осуществить её в домашних условиях практически невозможно.

Чтобы предоставить фото- и кинолюбителям возможность работать с современной дорогостоящей аппаратурой, обеспечить их необходимым научно-техническим и художественным руководством, в СССР и странах социалистического содружества при дворцах культуры, клубах, на предприятиях и в учебных заведениях создаются кружки и секции фотокинолюбителей, оснащённые современными средствами фотокинотехники. Занятия в фотокружках и фотостудиях помогают фотолюбителям приобрести необходимые навыки в обращении с современной фотоаппаратурой и научиться пользоваться на практике методами и приёмами профессиональных фотографов. Точно так же кинолюбители получают возможность создавать фильмы, в том числе художественные, по технике исполнения приближающиеся к фильмам профессионального кино. Таким образом, творчество фото- и кинолюбителей приобретает черты профессионального мастерства, а полученный опыт позволяет им успешно применять самую сложную аппаратуру. Во многих странах для удовлетворения нужд фото- и кинолюбителей фирмы - производители средств фотокинотехники организуют системы централизованного обслуживания, обеспечивающие выполнение всех видов работ от зарядки фото- или киноаппарата до изготовления фотоснимков, диапозитивов и фильмокопий. Такая форма обслуживания исключает необходимость организации домашней фотолаборатории и приобретения соответствующего оборудования, фотоматериалов и химических реактивов, позволяет с меньшими затратами материальных средств и времени получать готовые снимки и фильмы.

Большое разнообразие моделей, широкий диапазон их характеристик, определяющих технический уровень (класс) аппаратуры, создают для фото- и кинолюбителя (особенно начинающего) значительные трудности при выборе и приобретении той или иной модели. Поэтому наиболее часто фото- и киноаппаратура оценивается и рекламируется по конечному продукту - качеству фотоснимка или фильма, стоимости их изготовления и затраченному при этом времени. Обусловлено это тем, что если количественные характеристики технических средств фотокинотехники (например, формат кадра, диапазон выдержек, светочувствительность фотоматериала, частота киносъёмки, ёмкость кассеты) имеют более или менее объективный характер и приняты в основном всеми производителями фото- и киноаппаратуры, то оценка качества этой аппаратуры пока ещё не имеет точных критериев (показателей). В конце 70-х гг. некоторыми фирмами предпринимались попытки создать единую систему показателей качества средств фотокинотехники. Например, для фотоаппаратов такими показателями могут быть стоимость, наличие устройств автоматической установки экспозиционных параметров, дистанционного управления, автофокусировки и т. д.- всего около 20 показателей. Аналогичные показатели могут быть приняты для кинокамер, фотоматериалов и др. В совокупности (системе) средств фотокинотехники каждый из элементов может иметь высшие (по некоторой системе оценок) значения показателей качества. Однако оценка качества отдельно фотоаппарата, кинокамеры или проекционного аппарата без учёта качества используемого фотоматериала, типа фотоувеличителя или проекционного аппарата, особенностей киноэкрана и т. п. оказывается зачастую недостаточной. Анализ развития фотографии и кинематографии показывает, что наибольшая экономическая, техническая и эстетическая эффективность достигается при комплексном, согласованном использовании всех средств фотокинотехники. Именно поэтому некоторые фирмы и объединения выпускают в едином комплексе съёмочный аппарат, фото- или киноплёнку в специально для этого аппарата сконструированной кассете (такие кассеты вскрываются для обработки фотоматериала только в центрах обслуживания фирмы) и проекционный аппарат. В частности, в 70-х гг. широкое распространение получили фотографический комплекс, рассчитанный на использование 16-мм фотоплёнки (фирма "Истмен Кодак"), и комплекс фотоаппаратуры одноступенного процесса (фирма "Поляроид"); готовится (1980) к выпуску 16-мм фотокомплекс из фотоаппарата "Космик-117" и диапроектора - "Пеленг" (СССР) и фотоплёнки в неразъёмных кассетах "ОРВО" (ГДР).

Определение перспективных направлений в совершенствовании фото- и киноаппаратуры основывается на анализе тенденций развития технических средств фотокинотехники. Например, для фотоаппаратов в целом наметилась тенденция к максимальной их миниатюризации и автоматизации, разработке систем фотографии, основанных на применении 16-мм фотоплёнки; дальнейшему развитию и широкому использованию диффузионного фотографического процесса; созданию современных однообъективных зеркальных фотоаппаратов с экспонометрическими устройствами, измеряющими освещённость оптического изображения за объективом (система TTL); оснащению зеркальных фотоаппаратов объективами с переменным фокусным расстоянием; разработке унифицированных рядов фотоаппаратуры с целью сокращения числа однотипных моделей. Наиболее характерным для киносъёмочных аппаратов является переход любительского кинематографа на 8-мм киноплёнку тип "С"; оснащение кинокамер системами автоматической установки диафрагмы и изменения угла раскрытия обтюратора в зависимости от освещённости изображения за объективом, широкое применение объективов с переменным фокусным расстоянием и беспараллаксных визиров, использование различных вспомогательных устройств, позволяющих оператору в процессе съёмки получать различные изобразительные эффекты, производить синхронную киносъёмку и т. д., а также увеличение ёмкости кассет для любительских кинокамер до 60 м и введение системы автофокусировки. В кинопроекционных аппаратах совершенствуются лентопротяжные механизмы и системы звуковоспроизведения (в том числе стереофонические), разрабатываются устройства дистанционного управления. Важнейшая тенденция в развитии конструкции диапроекторов - выпуск серий типовых моделей от самых простых (напр., для показа детских диафильмов) до сложных автоматов с дистанционным управлением и автоматической сменой диапозитивов, размещаемых в диамагазинах.

Тенденции в совершенствовании отдельных узлов и элементов средств фотокинотехники имеют более конкретный характер. Например, практически все объективы выпускаются с просветлённой оптикой, расширяется номенклатура объективов с переменным фокусным расстоянием и сменных объективов; при изготовлении объективов обязательно учитывается их спектральная полоса пропускания (определяющая качество цветопередачи объектива). фотографические затворы оснащаются электронными устройствами управления, шире применяются затворы блочной конструкции, повышается стабильность работы затворов, получают распространение электромеханические устройства для взвода затвора и протяжки фотоплёнки в простых по конструкции фотоаппаратах. Особое значение в любительской фото- и киноаппаратуре приобретают устройства автоматического управления, в том числе устройства автоматической установки экспозиционных параметров с включением лампы-вспышки при недостаточной освещённости объекта съёмки, устройства автоматической фокусировки объектива. У многих фотоаппаратов в поле зрения визиров отображаются различные данные (например, значения установленных выдержки и диафрагмы, напряжение источника электропитания, количество экспонированных кадров), знание которых помогает фотографу при съёмке. Большое внимание уделяется разработке и усовершенствованию фотопринадлежностей и вспомогательных устройств для фотографических и киносъёмочных аппаратов, в т. ч. фотоэлектрических экспонометров, приставок для макросъёмки, миниатюрных импульсных осветителей, удлинительных колец, наглазников, штативных головок и т. д.

В развитии фотокинотехники с момента изобретения фотографии было несколько качественных скачков, каждый из которых способствовал повышению интереса к фотографии и кинематографии и вызывал резкое увеличение спроса на фото- и киноаппаратуру. Так было, например, при появлении в конце 80-х гг. 19 в. фотоматериалов на гибкой основе (из целлулоида), что привело к созданию компактного фотоаппарата и обусловило развитие кинематографа. Создание звукового кино (1926-27) повлекло за собой коренные изменения в конструкции кинопроекционных аппаратов и потребовало разработки специальной звукотехнической аппаратуры. Изобретение диффузионного фотографического процесса (1947) позволило создать фотоаппараты одноступенного процесса для так называемой моментальной фотосъёмки (готовый фотоснимок получается непосредственно в фотоаппарате). Разработка многослойных цветных фотоматериалов (50-е гг.) предопределила быстрое распространение цветной фотографии. В 60-70-х гг. в фотокинотехнике также произошёл качественный скачок, выразившийся в принципиальных изменениях в конструкции фото- и киноаппаратуры: разработана система автофокусировки объектива, экспонометрические устройства, обеспечивающие автоматическую установку значений экспозиционных параметров в зависимости от светочувствительности фотоматериала и освещённости объекта съёмки, созданы системы автоматического дозирования экспозиции от встроенных в съёмочные аппараты микрокомпьютеров, созданы электронные системы автоматического управления затвором и т. д. Новейшие достижения в области изготовления и обработки фотоматериалов способствовали распространению 16-мм фотоплёнки, обеспечивающей качество изображения не хуже, чем на применявшихся ранее 35-мм фотоплёнках. Некоторые перспективы наметились и в бессеребряной фотографии. Особенно большое внимание уделяется видеозаписи. В 1979 в странах Западной Европы, США и Японии было выпущено свыше 2,5 млн. комплектов видеозаписывающей аппаратуры (малогабаритная телевизионная переносная камера и видеомагнитофон) 25 моделей. Все модели обеспечивают запись и воспроизведение цветного изображения. Большинство из них рассчитано на работу с разными телевизионными стандартами и с различными системами кодирования сигналов цветности. Время записи (воспроизведения) информации на одной кассете доведено до 5-6 ч. Основное достоинство видеозаписи - простота монтажа видеофильма, видеозапись не нуждается в фотохимической обработке носителя изображения, магнитная лента может использоваться многократно. В конце 70-х гг. фирма "Агфа-Геверт" разработала и изготовила комплекс устройств промышленной перезаписи фильмов с киноплёнки на магнитную ленту и последующего показа этого фильма с помощью видеомагнитофона на экране обычного телевизора.

В конце 70-х гг. более 1000 фирм и предприятий в разных странах мира производили ежегодно свыше 40 млн. фотоаппаратов (в том числе в СССР около 3,5 млн.), 2,5 млн. кинокамер (свыше 100 тыс.), 1,5 млн. кинопроекторов (около 165 тыс.), 2,0 млн. диапроекторов (свыше 300 тыс.); при этом около 75% выпускаемой продукции предназначалось для массового потребителя. Крупнейшими предприятиями и объединениями по производству технических средств фотокинотехники в СССР являются: Ленинградское оптико-механическое объединение имени В. И. Ленина (ЛОМО), выпускающее фотоаппараты "Смена", "Сокол", "Любитель", "ЛОМО-135 ВС" и др., а также кинокамеры "Аврора" и "ЛОМО"; Белорусское оптико-механическое объединение (БелОМО) (фотоаппараты "Вилия" и "Зенит"); производственное объединение "Красногорский завод" имени С. А. Зверева (фотоаппараты "Зенит" и "Фотон", кинокамеры "Кварц" и "Красногорск"); производственное объединение "Завод "Арсенал"" (фотоаппараты "Киев"); Харьковское производственное машиностроительное объединение "ФЭД" (фотоаппараты "ФЭД"); Шосткинское производственное объединение "Свема" (фото- и киноплёнки); Ленинградская фабрика фотобумаги и др. Ведущими среди зарубежных фирм - продуцентов средств фотокинотехники являются (на 1981): "Истмен Кодак", "Поляроид" (США), "Агфа-Геверт" (ФРГ - Бельгия), "Кэнон", "Ниппон Когаку", "Минолта Камера", "Олимпес Оптикл", "Асахи Оптикл" (Япония), "Пентакон", "Карл Цейс Йена" (ГДР), "Хассельблад" (Швеция), "Роллей", "Лейц", "Оптон", "Арнольд унд Рихтер", "Браун" (ФРГ), "Болекс" (Швейцария), "Оймиг" (Австрия), "ПЗО" (ПНР), "Сопелем" (Франция) и др.

Выразительность, универсальность, доступность снискали фотографии и кино огромную популярность и обусловили применение фотокинотехники практически во всех сферах человеческой деятельности. Фотокинотехника даёт любому человеку возможность раскрыть в себе художника, ощутить радость творчества, определить своё отношение к миру прекрасного. Точность и объективность фото- и киноизображения вывели фото- и киносъёмку в число наиболее эффективных способов отображения действительности, поставили фотокинотехнику в один ряд с самыми современными средствами познания окружающего нас мира. Фотоснимки, фотоплакаты, фильмы, отображающие идеи гуманизма, дружбы и взаимопонимания, оказывают существенное влияние на формирование передового общественного мнения, способствуют росту общественного сознания, позволяют вести эффективную воспитательную работу среди широких слоев населения всех стран и континентов в духе дружбы, сотрудничества и мира.

В. Ю. Торочков.

Copyright © PHOTOHISTORY