"Киев" и "ФЭД": 12 лет спустя
или почему Украина не стала фотоаппаратуростроительной державой?

Сергей Киселев
"Киевские Ведомости", Ностальгия, №261 (3066), Вторник, 25 Ноября 2003

Послевоенное бытие бывшей нашей страны было неразрывно связано с двумя названиями фотоаппаратов, как сейчас бы сказали, брэндами: "Киев" и "ФЭД". Первый выпускался в украинской столице, второй - в Харькове. Сегодня модельный ряд "ФЭДа" умер, "Киев" продуцируется крошечными партиями всего двух видов.

"АРСЕНАЛ"

Хотя государственное предприятие завод "Арсенал" находится в самом центре Киева, тем не менее и в советские времена, и сегодня номер его телефона является строго засекреченным. Чтобы убедиться в этом, достаточно набрать городскую справочную 09, чтобы услышать: дескать, такой номер не значится. При этом телефон приемной директора "Арсенала" указан... на сайте предприятия в Интернете. Там же, кстати, значатся и номера телефонов заместителя директора по маркетингу, отдела маркетинга и отдела сбыта...

В вышеупомянутые советские времена завод "Арсенал" входил в состав военно-промышленного комплекса СССР и был не просто гигантом ВПК, а в некотором роде - символом исторического могущества социалистического строя, планово переходящего в коммунистический. Прарабочие этого предприятия еще в 1918 году увидели светлые коммунистические дали и начали бороться за их приближение с оружием в руках и под красными флагами. Так нас учили в школе, и в подтверждение показывали ставшую памятником пушку, из которой арсенальцы якобы стреляли в 1918-м по "желто-блакитным" петлюровцам, а также следы от снарядов на заводской стене, оставленные пушками петлюровцев. Они стреляли в арсенальцев более успешно, а потому и победили тогда.

Впрочем, потом все равно победили арсенальцы, петлюровцы были из Киева изгнаны, заводу присвоили непонятно куда теперь подевавшееся имя Ленина (что-то не припоминается публичный от него отказ). А рабочие избрали пролетарского вождя почетным токарем завода и выделили ему для работы лучший на то время станок, который до развала СССР стоял в 7-м цехе предприятия на деревянном возвышении.

"ШИРПОТРЕБ"

О том, что изготавливает завод "Арсенал" и сколько человек на нем работает, в предыдущий раз до общественности доводилось в... 1763 году, когда для ремонта пушек и военного снаряжения, хранившегося на складах, были построены слесарная, кузнечная и деревообрабатывающая мастерские и казармы для солдат-рабочих "числом в 170 душ и под командованием поручика над мастеровыми", как было сказано в "Уложении об Киевской Арсенальской команде".

Начиная же с 50-х годов прошлого века экскурсоводы, знакомившие туристов "со славными революционными, боевыми и трудовыми традициями Арсенала", рассказывали лишь, что здесь изготовляют знаменитые фотоаппараты "Киев". Сами киевляне шутили, что из маленьких деталей фотоаппарата "Киев", выпускаемых на "Арсенале" за смену, можно легко сложить одну большую ракету. Что, впрочем, было неправда - ракет на "Арсенале" не делали. А вот оптику для них, а также для подводных лодок, танков, спутников и самолетов и впрямь выпускали. Фотоаппараты же сами арсенальцы снисходительно именовали "ширпотребом".

Тогдашний модельный ряд фотоаппаратов серии "Киев" был широк, как строевой шаг курсантской роты. Он начинался с выпущенного в 1947 году "Киева", изготовленного на трофейном оборудовании немецкой фирмы Carl Zeiss и по немецкой же технологии. А потому неудивительно, что первые фотоаппараты, выпущенные в Киеве, словно лица даунов, были похожи на немецкий Contax.

"ФЭД"

Другой гигант украинского советского фотоаппаратостроения - завод "ФЭД" - находился в Харькове. В декабре 1927 года здесь была организована детская трудовая коммуна имени Дзержинского. После на ее базе создали небольшой заводик, который в январе 1934 года начал серийный выпуск один к одному "содранного" с немецкой Leica первого в Советском Союзе малоформатного узкопленочного фотоаппарата "ФЭД", что расшифровывалось как Феликс Эдмундович Дзержинский. Модельный ряд харьковских фотокамер был, пожалуй, подлиннее арсенальского.

Фэдовцы изготавливали фотоаппараты для простых граждан и для спецагентов КГБ, создавали фотооборудование для бомбардировщиков, фиксирующее поражение целей, фотокамеры для космических исследований и так далее.

- Если говорить откровенно, - говорит начальник управления маркетинга закрытого акционерного общества "Корпорация "ФЭД" Евгений Водотыка, - в советские времена фотоаппараты "ФЭД" являлись ширмой, которая прикрывала наше авиационное производство. Фотопроизводство всегда было для нас убыточным, а потому дотационным - точно так же, как для киевского "Арсенала" и для других предприятий ВПК, "косящих" под фотоаппаратопроизводителей.

ФОТОКРАХ

Казалось бы, у Украины, обладавшей столь мощными производственными гигантами советской фотопромышленности как киевский завод "Арсенал" и харьковский завод "ФЭД", были все основания после развала СССР занять достойное место в мировом фотоаппаратостроении. Однако этого не случилось. Более того, завод "ФЭД" в 1995 году и вовсе остановил выпуск своих знаменитых фотоаппаратов (количество рабочих мест при этом сократилось с 10 тысяч до 3,5 тысячи). Хотя предприятие продолжает продавать свои фотокамеры - как сказал Евгений Водотыка, впрок было наделано столько, что "еще лет пять распродавать их будем".

На "Арсенале" же сегодня изготавливаются - да и то малыми партиями - всего две модели: среднеформатный фотоаппарат "Киев-88СМ" и малоформатный зеркальный фотоаппарат "Киев-19М". Впрочем, по словам маркетолога завода Татьяны Соловьевой (которая на мой вопрос об объемах выпуска фотоаппаратуры по-арсенальски ответила: "Не скажу"), такие фотоаппараты по карману не каждому - "Киев-88", к примеру, стоит от 1600 до 2100 гривен. И хотя небольшими партиями их закупает некая фирма в США, в собственном отечестве особым спросом они не пользуются. Да и Европе не нужны, поскольку, по словам моей собеседницы, там отсутствуют сервисные центры для ремонта и обслуживания арсенальской продукции.

"КРЕСТ" НА "МЫЛЬНИЦЕ"

Почему же Украина в рыночных условиях не сумела освоить выпуск конкурентоспособных фотоаппаратов, исходя по крайней мере из доктрины отечественных автомобилестроителей: дескать, пусть мы делаем хуже, чем заграница, зато у нас - намного дешевле? Иными словами: почему здесь не сумели создать не только украинский цифровой Canon или Nikon, но даже - простенький украинский фотоаппарат-"мыльницу"?

Вот как отвечают на этот вопрос эксперты

Владилен ЛУНЧЕНКО
70-летний конструктор арсенальских фотоаппаратов, пришедший на предприятие в 1949 году:
(Его фотоприспособление летало в космос, а разработанному им на "Арсенале" копировальному фотоприбору, который состоял на вооружении в советской военной авиации, официально было присвоено его имя...)
- Нужны были, по всей вероятности, какие-то деньги, чтобы купить новое современное технологическое оборудование. Именно технологическое, потому что фотопроизводство у "Арсенала" работало на очень устаревшем оборудовании. Словом, нужен был толчок. Такой же толчок, как в автомобилестроении в свое время Fiat дал "Жигули"...

Евгений ВОДОТЫКА
начальник управления маркетинга закрытого акционерного общества "Корпорация "ФЭД":
- Раньше у ФЭДа, как и у "Арсенала", было две главных составляющих при изготовлении фотоаппаратов: точная механика и оптика. А сегодняшнее фотоаппаратостроение - это электроника и оптика. Цифровая фотокамера - это компьютер. И даже - простенькая "мыльница". А мы в компьютерной электронике практически не работаем...

Валерий МИЛОСЕРДОВ
бильдредактор газеты "Киевские Ведомости", лауреат конкурса европейской фотографии в Швейцарии:
- Рынок фототехники давно разделен. Для любителей появились "мыльницы", где для того, чтобы получить качественный снимок, нужно лишь нажать на кнопку. А для профи существуют японские узкопленочные камеры типа Canon, Nikon, немецкая дальномерная камера Leica и широкоформатный шведский фотоаппарат Hasselblad. Тем временем фотокамеры, которые изготавливались в СССР, в принципе изначально рассчитывались на любителя, снимающего внутри страны. То есть государство было закрытым, туда не впускались западные фотокамеры, а производились свои. Однако когда мир немного приоткрылся, стало очевидным, что советские фотокамеры на мировом рынке неконкурентоспособны...

КСТАТИ

Еще одной причиной столь скромных успехов в деле фотоаппаратостроения в Украине, равно, впрочем, как и в России, эксперты называют отсутствие в СССР внутренней конкуренции на рынке фотоаппаратуры. С другой же стороны, в производстве танков в Советском Союзе конкуренция также отсутствовала. А вот поди ж ты: теперь Украина, как говорится, на уровне мировых стандартов выпускает в том же Харькове танки Т-80 и Т-84 и небезуспешно участвует с ними в международных тендерах. А Россия не менее успешно изготавливает и продает за рубеж танки Т-90

*   *   *
Запись передачи "Место и время. Украинские заводы - производители фотоаппаратов" на Радио "Свобода" от 03-10-2003 с ведущим Сергеем Сенинским.

"Место и время". В этой рубрике сегодня - об украинских заводах - производителях известных во времена СССР фотоаппаратов. "Киев" и "ФЭД" - 10 лет спустя"...
Рассказывает наш корреспондент в Киеве Сергей Киселев:
Сергей Киселев:
Хотя государственное предприятие "завод "Арсенал" находится в самом центре Киева, тем не менее, и в советские времена, и сегодня номер его телефона является засекреченным. Чтобы убедиться в этом, достаточно набрать городскую телефонную справочную "09": - Здравствуйте. Завод "Арсенал", пожалуйста.
- У нас такого номера нема...
При этом телефон приемной директора "Арсенала" указан на сайте предприятия в Интернете. Там же, кстати, значатся и номера телефонов заместителя директора по маркетингу, отдела маркетинга и отдела сбыта.
В советские времена завод "Арсенал" входил в состав военно-промышленного комплекса СССР. Он носил имя Ленина, а рабочие (еще на заре советской власти) избрали пролетарского вождя почетным токарем завода и символически выделили ему для работы лучший на то время станок, который простоял в 7 цехе предприятия на деревянном постаменте вплоть до распада Советского Союза.
О том, что именно производит завод "Арсенал" и сколько человек на нем работает, в предпоследний раз сообщалось в 1763 году, когда для ремонта пушек и военного снаряжения, хранившегося на складах, были построены слесарная, кузнечная и деревообрабатывающая мастерские и казармы для солдат-рабочих - "числом в 170 душ и под командованием поручика над мастеровыми", как было сказано в "Уложении о Киевской Арсенальской команде". Начиная же с 50-х годов прошлого века, экскурсоводы, знакомя туристов со славными революционными традициями "Арсенала", рассказывали лишь, что здесь производят знаменитые фотоаппараты "Киев". Сами же киевляне шутили, что из деталей фотоаппарата "Киев", выпускаемых на "Арсенале" за смену, можно легко собрать одну большую ракету. Что, впрочем, было неправдой - ракет на "Арсенале" не делали. А вот оптику для них, а также для подводных лодок, танков, спутников и самолетов, и впрямь выпускали. Фотоаппараты же сами арсенальцы снисходительно именовали "ширпотребом".

Говорит бывший военный представитель завода "Арсенал" Александр Лутченко:
Александр Лутченко: Это не ширпотреб. Были фотоаппараты, типа "Салютов", которые даже шли на космос. И там была даже военная приемка. То есть это был отдельный цех, и в общем-то у нас была вывеска, легенда, что завод делает фотоаппараты. Нельзя сказать, что это было просто производство, но и нельзя сказать, что оно было на первом месте. То есть оно было на втором или третьем месте после военных заказов, но поддерживалось на нормальном уровне.
Сергей Киселев: Александр Лутченко, бывший военный представитель завода "Арсенал".
Тогдашний модельный ряд фотоаппаратов серии "Киев" был весьма широк. Он начинался с выпущенного в 1947 году "Киева-2", изготовленного на трофейном цейсовском оборудовании, и потому очень похожего на немецкий Contax.
Рассказывает конструктор арсенальских фотоаппаратов, пришедший на завод в 1949 году и проработавший на нем почти 40 лет, Владилен Лунченко:
Владилен Лунченко: "Арсенал" занялся фотопроизводством, когда ввезли фирмы Carl Zeiss и Contax. И вот этот Contax был поставлен на производство. Было такое массовое производство на "Арсенале". Была вывезена и технология, и даже часть деталей. Это вот сразу после войны.
Вот и началось с этого Contax, назвали Contax "Киевом". Потом был "Киев-2", ну, и постепенно там добавлялось... тонометр, еще что-нибудь. "Киев-2", "Киев-3", "Киев-4", "Киев-5".
Сергей Киселев: Другой, как сказали бы еще лет 15 назад, "гигант украинского фотоаппаратостроения" - завод "ФЭД" находится в Харькове. Его история - покороче, нежели "Арсенала". В декабре 1927 года здесь была организована детская трудовая коммуна имени Дзержинского. Позже на ее базе создали небольшой заводик, который в январе 1934 года начал серийный выпуск один к одному скопированного с немецкой Leica первого в Советском Союзе малоформатного узкопленочного фотоаппарата "ФЭД", что расшифровывалось как "Феликс Эдмундович Дзержинский".
Модельный ряд харьковских фотокамер был пошире арсенальского. На "ФЭДе" выпускали фотоаппараты и для простых граждан, и для КГБ, создавали фотооборудование для бомбардировщиков, фиксирующее поражение целей, фотокамеры для космических исследований и так далее.
Рассказывает начальник управления маркетинга закрытого акционерного общества "Корпорация "ФЭД" Евгений Водотыка: Евгений Водотыка: Если говорить откровенно, во все времена это была ширма, которая закрывала наше авиационное производство. Точно так и на остальных предприятиях. Оно было всегда в принципе убыточным для госпредприятий. Да, мы по 10 тысяч камер ежемесячно делали, даже больше. Но оно дотировалось за счет оборонных отраслей производства.
Сергей Киселев: После распада СССР все изменилось. Харьковский завод "ФЭД" с 1995 года и вовсе прекратил выпуск своих некогда знаменитых фотоаппаратов. На киевском "Арсенале" же сегодня выпускают, да и то - малыми партиями, всего две модели: среднеформатный фотоаппарат "Киев-88СМ" и малоформатный зеркальный фотоаппарат "Киев-19М".
Сергей Киселев: Маркетолог завода "Арсенал" Татьяна Соловьева на мой вопрос об объемах выпуска фотоаппаратуры решительно ответила:
Татьяна Соловьева: Не скажу!..
Сергей Киселев: Но пояснила:
Татьяна Соловьева: "Киев-88" - это на базе "Салюта" сделан фотоаппарат. Профессионал разницу найдет сразу. Стоимость - 1600 и 2100 гривен.
Сергей Киселев: В пересчете, это примерно 300 и 400 долларов соответственно. За такие деньги, по словам моей собеседницы, подобный фотоаппарат немногим в Украине по карману.
Татьяна Соловьева: Понимаете, если исходить из его цены, то его не каждый любитель возьмет. Фотографии того стоят, но не каждый себе может такое позволить. Как, впрочем, и все остальное у нас. Если мы "ломанемся" в Европу, люди задают вопрос: есть ли сервисные центры для этой продукции? Если нет - человек может не взять нашу продукцию. Даже если очень сильно понравится. Я с этим столкнулась лично.
Сергей Киселев: Иную причину того, что сегодня арсенальские, равно как и "ФЭДовские" фотоаппараты не пользуются спросом, усматривает бильд-редактор газеты "Киевские Ведомости", лауреат конкурса европейской фотографии в Швейцарии Валерий Милосердов:
Валерий Милосердов: Произошла поляризация в фотографической среде. То есть появились фотографы-профессионалы, которые зарабатывают себе на жизнь фотоаппаратом, и они используют только зарубежную технику. И есть фотолюбители - люди, которые, в общем-то, не фотолюбители, а просто пользователи фотоаппаратов, которые покупают фотоаппарат, чтобы снимать семью. Сейчас, допустим, нет фотоклубов, где собирались фотолюбители. Человек работал на стройке, а потом шел в фотоклуб. Сейчас ведь этого уже нет. То есть, как таковая любительская фотография, в общем-то, исчезла. Фотоаппарат "ФЭД" - та же самая проблема. Любитель такой фотоаппарат не купит - с ним очень много возни. Ты купил "мыльницу" дорогую, допустим, и получаешь качественные снимки, а с фотоаппаратом "ФЭД" надо навести на резкость, надо выставить экспозицию и прочее и прочее. Очень много возни, которая, в принципе, снимается автоматической любительской "мыльницей".

Сергей Киселев: Таким образом, вроде бы логично, что киевский завод "Арсенал" теперь главным образом выпускает экспресс-индикаторы для анализа параметров крови и оптические приборы для измерения углов твердых тел, бытовые газовые счетчики и светодиодные уличные светофоры. А на харьковском "ФЭДе" производят топливорегулирующую аппаратуру, гидромоторы, поршневые насосы, тормозные агрегаты для железнодорожной техники, газозаправочные колонки, сантехнику и прочее. Кстати, после того, как здесь было прекращено производство фотоаппаратуры, количество работников завода с 10 тысяч сократилось до 3 с половиной тысяч человек.
Вновь слово - начальнику управления маркетинга "ФЭДа" Евгению Водотыке:
Евгений Водотыка: К оптике никакого отношения нет. Мы еще продаем камеры. У нас сделано было столько, что мы с 1995 года - почти десять лет - и еще лет пять распродавать их будем. Тогда такими объемами мы их делали..
Сергей Киселев: Получается, что украинские заводы так и не сумели освоить выпуск сколько-нибудь конкурентоспособных фотоаппаратов, исходя, по крайней мере, из доктрины отечественных автомобилестроителей: дескать, пусть мы делаем хуже, чем за границей, зато у нас - намного дешевле. Иными словами, почему здесь не сумели создать не то что украинский цифровой Canon или Nikon, но даже - простенький современный фотоаппарат - украинскую "мыльницу"? Этот вопрос я задавал всем нашим собеседникам. Евгений Водотыка, завод "ФЭД":
Евгений Водотыка: Раньше мы к заводу относились, как и "Арсенал": точная механика и оптика. А сегодняшнее фото - электроника и оптика. Мы в электронике не то что слабы - это беда всего Союза. Сегодня цифровая камера - это миникомпьютер. А мы в компьютерной электронике практически не работаем. Мы - механика.
Мы пытались даже найти партнеров в Японии и Германии, разрабатывали проект совместной камеры, но в конце концов поняли, что мы не потянем, не можем конкурировать с Китаем на уровне "мыльниц" всем этим ширпотребом.
А высококачественные камеры - они настолько сложны в электронике. Сегодня там оптика и фокусировка автоматическая, и не только диафрагма и выдержка, а даже глазом следит за зрачком: куда поворачивает - туда и направляется фокусировка объектива. Это настолько сложное электронное изделие, а мы же... Весь наш процесс строился на том, что там шестеренки и так далее... В электронной области у нас не оказалось ни специалистов, ни даже элементной базы. Все нужно было покупать. Мы пытались выйти с нашей оптикой, чтобы оптику делали, но поскольку у них по оптике тоже вопросов нет, там в "мыльницы" ставят пластмассу, а в более серьезные камеры ставят стекло. Стекло они научились делать не хуже, а даже лучше нас.

Валерий Милосердов: Рынок фототехники давно разделен. Существуют узкопленочные камеры типа Canon или Nikon - это Япония. В принципе, профи работают вот на этих камерах. Существует дальномерная камера Leica, которую выпускает Германия, и существует, допустим, камера Hasselblad, которая является лидером среди CD-форматных, это - Швеция. Ну, и так далее. Изначально, в принципе, советские камеры были рассчитаны на любителя, и что они будут использоваться внутри страны. То есть страна закрыта, туда не пускаются западные камеры, а производятся свои. А когда мир открылся немножко, появилась возможность приобретать новые камеры, и сюда они пришли. Тут уже конкуренцию просто не выдерживает никто.
Владилен Лунченко: Нужны были, по всей вероятности, какие-то деньги, чтобы купить новое современное технологическое оборудование. Именно технологическое, потому что фотопроизводство у "Арсенала" работало на очень устарелом оборудовании. Очень устаревшем. Вы даже себе не представляете.
Нужен было толчок. Такой же толчок, как в автомобилестроении вот Fiat дал "Жигули", без этого не могло быть.
Татьяна Соловьева: Потому что мы завязаны с импортом стекла, оптики. И всего остального. Потому что наши руководители решили, грубо говоря, завязать с производством. И снимают с производства. Если прекращается производство какой-либо продукции, то мощности могут быть либо свернуты, либо перепрофилированы. Нам с нашего места слабо видятся наши перспективы. Планирует-то в основном нашу жизнь наш директор. Как мы будем делать, как мы будет жить.
Сергей Соловьев: Еще одной - так скажем, "исторической" - причиной столь скромных успехов в деле производства фототехники в Украине, равно, впрочем, как и в России, мои собеседники называют отсутствие еще во времена СССР внутренней конкуренции на рынке фотоаппаратуры. Но, с другой стороны, возражают они сами себе, в производстве танков в Советском Союзе конкуренция ведь тоже отсутствовала. Но теперь Украина, как говорится, на уровне вполне мировых стандартов выпускает в том же Харькове танки "Т-80" и "Т-84" и небезуспешно участвует с ними в международных тендерах, а Россия не менее успешно выпускает и продает за рубеж танки "Т-90"...
Сергей Сенинский: Сергей Киселев, наш корреспондент в Киеве. Его радиоочерк "Украинские фотоаппараты "ФЭД" и "Киев" - 10 лет спустя" прозвучал в рубрике "Место и время"...


Copyright © PHOTOHISTORY