Фотоаппаратура на внутреннем рынке

А.Золкин, Дом оптики.
(выступление на "Фоточетверге" "Советского фото", №11, 1988).
Текст приводится с сокращениями.

В конце 70-х годов в торговле ощущался серьезный дефицит фотоаппаратуры. Тогда были приняты меры по увеличению выпуска камер на имеющихся в стране заводах, построены новые предприятия. В результате этого производство и реализация фототехники увеличились достаточно быстрыми темпами, что давало возможность запланировать на 1985 год выпуск фотоаппаратов в количестве 5,3 млн. штук. Однако в начале 80-х годов произошло насыщение и стабилизация рынка с потреблением 2,0-2,1 млн. фотоаппаратов в год. Торговля же продолжала закупать больше, а промышленность - выпускать 4-4,1 млн. штук в год. Таким образом, к 1983 году запасы фотоаппаратуры в промышленности выросли до 800 тыс. штук, а в торговле - до 3 млн. штук. Затем оптовые предприятия снизили закупку фотоаппаратов с 2,3 млн. штук в 1982 году до 0,8 - 1,0 млн. штук в 1984 - 1986 годах. С 1983 года отрасль начала сокращать планы производства, и объем выпуска фотоаппаратов уменьшился до 1,9-2 млн. штук…

По нашей оценке, наиболее быстро возрастает реализация автоматизированной незеркальной аппаратуры, сохраняется достаточно большой неудовлетворенный спрос на зеркальные камеры, хотя оптовые закупки на них упали до 300 тыс. штук в 1985 году…

Наше нежелание значительно увеличить выпуск фотоаппаратуры обусловлено двумя факторами. Во-первых, мы считаем, что было бы неправильно принимать первые признаки оживления на рынке за повод для резкого увеличения производства фотоаппаратуры, которое бы вновь привело к образованию сверхнормативных запасов. Во-вторых, те производственные мощности, которыми мы располагем в настоящее время, загружены полностью, и для увеличения производства на 10-20%, как требует рынок, нам необходимо мобилизовать все внутренние резервы, так как новых заводов строить мы не планируем.

  *   *   *  

Старт взят

Вл.Ишимов.
Цитата из статьи, опубликованной в №8 "Советского фото" за 1959 год.

Автоматизация
Механизация и автоматизация производства - таков лозунг дня, лозунг для всех отраслей нашей промышленности.
Фотоаппаратостроение - одно из тех производств, где автоматика наиболее важна: ведь для него характерны небольшая величина и высокая точность изделий, крупносерийность их выпуска.
В течение семилетки будет проведена широкая автоматизация и механизация фотопромышленности. Только в текущем году намечено перевести на поточный и конвейерный метод производство восьми изделий фотоаппаратуры.
Большая часть деталей фотокамер изготовляется на штампах. Поэтому особенно важно автоматизировать штамповочные цехи. Специалисты заводов вместе с учеными упорно занимаются решением этой проблемы.

Кто виноват?
Наши отечественные фотокамеры - самые дешевые в мире. И тем не менее работники торговли жалуются, что на базах и в торговой сети осталось непроданным большое количество аппаратов.
Один из сотрудников Главкультторга как-то сказал: зря, мол, фотоаппаратуру производят мощные государственные заводы - вот они и завалили рынок. Занималась бы этим промкооперация - куда было бы нам, торговцам, легче!
Быть может, действительно внутренний рынок перенасыщен фотоаппаратами и надо сокращать их производство и переходить, как кое-кто острит, на холодильники и сковородки?
Думается, что это не так!
В нашей стране насчитывается около десяти миллионов фотолюбителей. Но разве этого достаточно? Фотоаппарат должен стать насущной потребностью каждой советской семьи.
Прежде всего вина за нынешнее положение лежит на торгующих организациях. Они не занимаются настоящей рекламой, не пропагандируют фотолюбительство среди населения, не приучают людей к тому, чтобы фотографировать стало привычкой и потребностью каждого. Посмотрите, как торгуют фотокамерами во многих местах страны - чуть ли не вместе с селедкой! Только в специализированных магазинах продавцы - квалифицированные, понимающие и любящие фотографию люди. В большинстве же торговых "точек" продавец не знает ни достоинств, ни недостатков аппаратов и на вопрос, какую камеру выбрать, в лучшем случае сообщит, что "на вкус и цвет товарищей нет"!
Не понятно, почему при торговле фототоварами не применяется такой испытанный уже кое-где способ увеличения сбыта, как продажа в рассрочку?
Немаловажно и то обстоятельство, что далеко не каждый еще имеет возможность дома устроить фотолабораторию. Почему бы руководителям отделов культуры при исполкомах местных советов не подумать о том, чтобы развернуть широкую сеть учреждений по обслуживанию фотолюбителей. Не должно быть ни одного города, где человек не мог бы отдать проявить пленку, напечатать карточки, отремонтировать аппарат. При каждом клубе и дворце культуры можно и нужно создать фотокружки и лаборатории.
Очень большой вред приносит то, что далеко не всюду можно приобрести в достаточном ассортименте пленку, бумагу, химикалии. Промышленность и торговля обязаны в кратчайший срок изменить это положение. До тех пор, пока у людей не будет уверенности, что они всегда смогут купить все, что нужно для съемок, аппараты будут залеживаться на полках!
В большом долгу перед потребителем промышленность, производящая фотопринадлежности. Ну куда это годится, когда к аппарату нельзя достать кассеты, сменную оптику, фильтры, бленды, хорошие увеличители. Фотоаппарат долже продаваться в комплекте со всем, что к нему необходимо.
И, наконец, еще одно. Нам кажется неверным, что заводы вовсе устранены от установления цен на фотоаппараты и объективы. До сих пор все связи руководителей предприятий со сферой распределения заключаются в том, что они получают наряд и отвозят товар на торговую базу. На этом их миссия кончается. Непосредственно с потребителем и торговцем они не связаны, конъюнктуры рынка не изучают."


Copyright © G.Abramov, 1997-2008