Фототехника - дизайн - потребитель.

Статья из журнала "Советское фото", № 12 за 1989 год,
рубрика "Фоточетверги СФ".

"Дизайн и потребительский уровень отечественной фототехники" - тема очередного "фоточетверга" "СФ", проведенного редакцией совместно с Союзом дизайнеров СССР в московском Центре технической эстетики. Это была весьма представительная встреча фотографов и любителей с конструкторами, научными работниками и дизайнерами не только ведущих заводов оптико-механической промышленности, но и других министерств: ХПМО "ФЭД", завода "Автоматика" им. Г. И. Петровского, ПО "Элитан", ПО "Данко", ВНИИКСа, ВНИИТЭ. В "фоточетверге" приняли участие сотрудники "Внешторгиздата", газеты "Московский комсомолец", журнала "Турист", представители торговли и Союза потребителей. Встречу вели председатель правления Союза дизайнеров Ю. Соловьев и заместитель главного редактора журнала Г. Чудаков.

В последнее время было немало аналогичных встреч, на которых потребители, высказывая свои претензии к промышленности, стучались в комнату, где хозяев давно нет. Ситуация изменилась. Состоявшийся разговор показал взаимную заинтересованность в поиске оптимальных нестандартных решений. В ходе острой дискуссии были затронуты многие проблемы, вскрыты причины неудовлетворительного положения с ассортиментом, потребительским уровнем и качеством фототехники. Ниже публикуются краткие выдержки из выступлений некоторых участников встречи.

Ю. Соловьев: - Приходится констатировать, что количество фотолюбителей в нашей стране падает. Во многом это следствие неудовлетворительного положения с ассортиментом, потребительским уровнем и качеством фототехники, а также плохим состоянием сервиса. Решить такую большую социально-культурную проблему можно в масштабе всей страны на межведомственном уровне и на основе системного подхода. Однако в оптико-механической промышленности сложилась такая обстановка, что комплексным решением этой проблемы фактически никто не занимается. Создается впечатление, что самым заинтересованным лицом в отрасли оказались дизайнеры.

В. Анцев, "СФ": - В последнее время приходится часто слышать, что при создании фототехники конструкторские силы на заводах-изготовителях распылены и незначительны. Нередко оптимальные конструкторские решения, удачно найденные на одном заводе, не становятся достоянием другого даже в отраслевых рамках. Нам кажется, что назрела необходимость в создании ассоциации предприятий, выпускающих фототехнику. Думается, что назрела необходимость и в проведении открытых конкурсов на дизайнерский проект реальной фототехники. Пусть, например, дизайнеры БелОМО примут участие в разработках камер ЛОМО и наоборот.

В. Рунге, секретарь правления СД СССР: - Дизайнера можно и нужно рассматривать как представителя и защитника интересов потребителя на производстве (поэтому, в частности, ему так тяжело живется в тисках командно-бюрократической системы). Важно создать не отдельное изделие, а гамму изделий, включая все принадлежности: кофры, упаковка, рекламно-сопроводительная документация...

Сегодня на предприятиях оптико-механической промышленности сложились коллективы профессиональных дизайнеров с большим практическим опытом. С 1985 года функционирует Отраслевой экспертно-художественный совет по любительской фотокинотехнике, в 1988 году создана творческая секция СД СССР "Дизайн оптико-механических приборов". Одной из функций головного предприятия по дизайну (ПО "Красногорский завод") является разработка дизайн-программ. Но в этом направлении практически ничего не делается, хотя жизнь настоятельно диктует необходимость создания дизайн-программы "Фототехника".

Фактически надо ставить вопрос о комплексной программе полного удовлетворения запросов всех слоев потребителей, занимающихся фотографией, с привлечением ряда министерств и ведомств, охватывая проектирование, производство, сервис фототехники, фотоматериалов и пр. Мы же пытаемся наметить концепцию только по одной, но также весьма сложной и объемной ее части - фототехнике. Нужен хороший анализ ситуации в стране и за ее пределами. Требования, предъявляемые к аппаратуре различными категориями фотографов, неодинаковы; есть своя специфика у нашего фотолюбительства, обусловленная различными факторами объективного свойства; зарубежный же рынок живет по другим законам. Можно и нужно привлечь к этой работе широкую фотографическую общественность.

Политику ассортимента фототехники нельзя строить ни сверху - по указанию министерства-производителя, ни снизу - на основе простого анкетирования "среднего" покупателя. Жизнь в условиях дефицита не только высококачественных, но просто ходовых товаров, незнание международного потребительского уровня - плохие воспитатели самосознания. Нужны специальные общественные институты. Одним из них должен стать Союз потребителей, в котором значительную роль может сыграть представительство Союза дизайнеров СССР.

Т. Яковлева, торговое объединение "Кинолюбитель": - По нашим данным, 50 процентов фотоаппаратуры КМЗ, ЛОМО, БелОМО, ПО "Завод Арсенал" не выдерживают гарантийного срока эксплуатации. До сих пор нет договора на гарантийное обслуживание в Москве камеры "Киев-35А". К решению этого вопроса течение двух лет были привлечены Госстандарт, Госторгинспекция, ЦРКО "Рассвет", Минторги СССР и РСФСР, но до сих пор не удается сдвинуться с мертвой точки.

КМЗ: - Для нас по строгой иерархической структуре потребителем является торговля, с которой мы общаемся на оптовых ярмарках. Пять лет назад ошибочные прогнозы торговли привели промышленность к тому, что мы были вынуждены сократить производство аппаратуры, расформировать конвейерные линии, потеряв при этом значительную часть номенклатуры изделий. Почему мы все время размежевываемся, ведь мы должны работать вместе.

ПО "Завод Арсенал": - Здесь много говорили о низком качестве камеры "Киев-35А". Но в каких условиях мы работаем? Когда начинали разрабатывать эту модель, то оказалось, что стекла для объектива по нашей схеме в стране нет, пластмассы для изготовления деталей с высокой точностью нет, гальванометра нет, микросхемы нет, краска для покрытия пластмасс отсутствует... И все это нам пришлось разрабатывать в процессе создания камеры. Когда должен начинать работать конструктор? Тогда, когда все необходимое есть...

В. Федай, фотоклуб "Новатор": - Одним из самых слабых звеньев в системе фотолюбитель - промышленность - торговля можно считать обслуживание потребителей. Пора нашим производителям фототехники наладить фирменное обслуживание на высоком уровне. Практически сегодня потребитель бесправен и слабо защищен. Поэтому предлагаю при Союзе потребителей создать секцию по фототехнике с экспертной независимой лабораторией.

ПО "ФЭД": - Большинство заводов в стране ориентируются на создание любительской фототехники. Вероятно, следует создать условия для выпуска специальной профессиональной аппаратуры. Но придется считаться с ситуацией, когда при переходе на хозрасчет выпуск многих изделий становится невыгодным для заводов. Так, разработанная на "ФЭДе" стереоаппаратура (камера и диапроектор) будет выпускаться в небольших количествах (600 шт. в год), ее производство убыточно для объединения.

С. Станиславский, служба быта УССР: - Фотографы службы быта находятся в еще более бедственном положении, чем фотолюбители. Отечественные автоматические фотовспышки - это уровень фирмы "Метц" двадцатилетней давности. Хотя в начале 80-х годов было показано, что на отечественной элементной базе можно выпускать ИФО не ниже уровня изделий фирмы "Вивитар". Конечно, габариты ИФО и вес будут больше, Но мы продолжа-ем плодить аппаратуру, которая как две капли воды похожа на свою предшественницу.

АОМЗ: - Рынок тем лучше, чем он богаче разнообразными моделями аппаратуры. АОМЗ - головное предприятие по производству высококлассных фотоувеличителей. В создавшейся ситуации мы пришли к выводу, что наиболее рациональный путь - это создание модульных конструкций ("СФ", 1989, № 9) с разнообразными принадлежностями. Причем отдельные модули будут продаваться в розничной торговле. Дизайнер и конструктор должны работать в одной упряжке, анализировать, куда идти дальше, обсуждать новые формы, исходя из целесообразности потребительского спроса. Для того, чтобы продвинуться дальше, следует поддержать идею создания ассоциации фотографической промышленности, создание межведомственных и межотраслевых объединений.

Встреча закончилась. Наиболее важные конструктивные предложения ее участников: считать целесообразным создание ассоциации изготовителей фототехники и проведение от-крытых дизайнерских конкурсов; продолжить работы по дизайн-программе "Фототехника"; создать при Союзе потребителей секцию по фототехнике с независимой испытательной лабораторией, привлечь внимание общественности к поднятым на "фоточетверге" проблемам через центральную прессу.

Публикацию подготовил В. АНЦЕВ
Фото П. Киселева


Copyright © PHOTOHISTORY