Камеры и оптические системы для целей трехцветной фотографии

Отрывок из книги "Цветная фотография", А. Хюбль, Л. Гребе, Э. Уолл, перевод с немецкого, Государственное издательство легкой промышленности, М., 1933.

В основном мы различаем два типа камер: в одном все три частичных снимка производятся одновременно, а во втором последовательно один за другим. В первом случае пользуются одной пластинкой или тремя отдельными пластинками, лежащими водной плоскости или в трех различных плоскостях. В камерах первого типа применяют объективы такой системы, что три частичных изображения получаются на одной пластинке (в одной плоскости) или на трех отдельных пластинках. Для этой цели пользуются зеркалами, когда желательно получить изображения большого размера, или призмами, когда требуются изображения небольшого формата. Такие системы призм стоят довольно дорого и при известных обстоятельствах могут неблагоприятно влиять на даваемое объективом изображение: так как все три частичных изображения должны быть одинаковых размеров, то внутри призм (предполагая, что сорт стекла для всех них один и тот же) длина пути лучей для каждой из трех пластинок должна быть одинакова. В камерах для трехцветной фотографии, в которых пластинки лежат не в одной плоскости, употребляются зеркала; в этом случае задняя часть камеры имеет относительно большие размеры...

Обе вышеупомянутые системы обладают тем недостатком, что в них мы имеем дело с тремя точками зрения, в силу чего возникают "параллаксы" в расположении точек изображения, которые называются еще "стереопараллаксами". В камере Пенрозе при объективе с фокусным расстоянием, равным 21 см, для двух крайних изображений имеется значительный параллакс. Точно так же и в камере Иос-Пе, несмотря на очень незначительное расстояние между тремя "точками зрения", все же параллакс заметен. То, на сколько заметным является параллакс, зависит от величины изображений...

Трехцветные камеры для маленьких пластинок, применение которых основывается на возможности последующего увеличения получаемых изображений, несомненно должны быть предпочтены камерам для больших форматов. При осуществлении трехцветной камеры следует позаботиться также о том, чтобы ее задняя сторона обладала достаточным свободным пространством для передвижений пластинки, при этом однако можно заметить, что в ландшафтных съемках последнее имеет во всяком случае лишь второстепенное значение, так как здесь мы всегда имеем дело только с достаточно удаленными объектами. В тех случаях, когда расстояния до объекта незначительны, т. е. при портретных снимках, натюрмортах, а также при изготовлении снимков для последующего полиграфического воспроизведения, задняя часть камеры должна непременно обладать достаточным свободным пространством для передвижений пластинки. При съемке натюрмортов объектив должен быть сравнительно сильно диафрагмирован для получения всех планов резкими. В съемках для целей репродукции последний момент не играет никакой роли, так как в этом случае чаще всего приходится иметь дело с очень слабым расчленением объекта в глубину или даже с объектами совершение плоскими и неподвижными...

А. Гофман (A. Hoffmann, Eders Jahrb. F. Phot. und Reprod. 19, 1905, стр. 230) указал следующий способ испытания фотографического объектива в отношении его пригодности для целей трехцветной фотографии. На черном фоне (например на черной бумаге) наносят ряд белых линий, имеющих по меньшей мере 25 мм в длину и 2 мм в ширину. Испытуемый объектив наводится на эти линии таким образом, чтобы они рисовались на матовом стекле примерно в натуральную величину. Затем эти линии трижды фотографируются на панхроматическую пластинку со включением каждый раз одного из трех светофильтров (красный, зеленый, синий), причем во время каждой съемки (прикрывая часть линий черным картоном или черной материей) оставляют открытыми каждый раз новую треть этих линий. Надлежит следить, чтобы во время экспозиций объект съемки не сдвигался. Такого рода снимки позволяют оценить, насколько подходит объектив для наших целей. Оказывается, что для обычных фотографических целей обыкновенный хороший анастигмат практически удовлетворяет не особенно жестким требованиям, в то время как для целей фотомеханического воспроизведения необходим объектив, исправленный апохроматически. Для нормальных фотографических целей, как сказано, вполне удовлетворительными являются новейшие анастигматы, но когда требуется воспроизводить объекты, находящиеся близко к объективу, этот последний необходимо сильно диафрагмировать, чтобы отдельные плоскости, находящиеся на различной глубине, вышли одинаково отчетливо. В этих случаях следует применять так называемые репродукционные объективы, которые, правда, обладают небольшим относительным отверстием, однако они исправлены таким образом, что дают безупречную передачу близких предметов...

Если требуется изобразить предмет, расчлененный в глубину, так, что отдельные его плоскости находятся на различных расстояниях от объектива, причем весь объект расположен довольно близко к объективу, то установку надо делать не на середину предмета (считая вглубь), а на некоторую точку, более близкую к объективу, так как таким путем достигается значительно лучшее распределение отчетливости в изображении глубины. Установку следует всегда делать при диафрагме, при которой должна производиться съемка. Это особенно важно при съемке объективами старых систем, которые обнаруживают сферическую аберрацию, т. е. обладают для отверстий различной величины различным фокусным расстоянием или различной величиной изображения (диафрагменная разница). При работах по цветной фотографии надлежит пользоваться солнечной блендой, чтобы задерживать боковой свет и тем избегнуть вуалирования пластинки. Солнечная бленда должна иметь четырехугольное отверстие, размеры которого должны соответствовать формату применяемой пластинки. Кроме того полезно сконструировать своего рода переменное растяжение оправы бленды, чтобы иметь возможность увеличивать или уменьшать расстояние бленды от объектива в зависимости от изменения растяжения меха камеры. Край солнечной бленды должен находиться в точности на таком расстоянии от объектива, чтобы самые крайние лучи, проходящие через бленду в объектив, попадали как раз в углы пластинки, т. е. чтобы эти лучи не срезались блендой. Насколько это условие важно, обнаруживается при сравнении снимка, сделанного с применением солнечной бленды, со снимком, сделанным без таковой.


Copyright © PHOTOHISTORY