С аквалангом и фотокамерой

А. Массарский
Статья из журнала "Советское фото",
№9 за 1959 г.

Колышутся ярко-зеленые водоросли. Причудливы нагромождения огромных камней, обросших зеленью и ракушками. Неподвижно лежат на песчаных участках дна ропаны. Медленно плывут бычки, и я почти дотрагиваюсь до них рукой. Проплывает рыба с яркими синими, красными, желтыми полосами. Медленно ползет краб. На камне, отдыхая, лежит морской ерш. Роет песчаное дно, ища корм, барабуля. Бледными призраками проходят стайки кефали.

Солнечные блики играют на камнях. Под водой светло. В маске видно все до мельчайших подробностей. Но все кажется увеличенным и приближенным.

Смотрю на свою руку - она огромна. Протягиваю ее к близлежащему камню - и не достаю. Не сразу привыкаешь к этим иллюзиям. Поражает неожиданное ощущение невесомости своего тела. Чувствую, что повис в этом чудесном, фантастическом мире. Трудно поверить, какое обилие ярких красок можно увидеть на глубине.

Поистине сказочный мир. Всю красоту и очарование его можно описать только языком кино и фотографии...

В августе мы приехали на крымское побережье Черного Моря. Никто нас не посылал. Мы были больны одной "болезнью" - подводным плаванием.

Мы - это группа туристов: инженер Олег Лукин - конструктор наших аквалангов, оптик-механик Сергей Леонтьев, изготовивший наши ружья, и я - тренер по самбо, автор нашей подводной съемочной техники.

Мы готовились к лету почти год. Прошли необходимую подготовку, смотрели "подводные" фильмы, перечитали всю имевшуюся по этому вопросу литературу.

Для подводной съемки были изготовлены боксы для фотоаппаратов "Смена", "ФЭД" и "Ленинград" и киноаппарата "Киев-16 С2". Корпуса боксов отливались из специального, легкого сплава, не разрушающегося в морской воде. После механической обработки они бакелизировались в вакууме, а затем покрывались специальными красками. Для герметизации применялись двойные сальники из фторопласта. Все это обеспечило безотказную работу боксов.

Вначале бокс для киноаппаратов имел только выводы для спуска и завода. Полученный опыт позволил его усовершенствовать. Теперь имеется возможность изменять диафрагму, производить под водой смену объективов, наблюдать за работой аппарата через смотровые окошки; приделаны крылья, стабилизирующие положение в воде, и т. д. (фото 1).

Бокс для фотоаппаратов также подвергся значительной модернизации. При помощи трех простых сменных деталей в него могут быть помещены отечественные аппараты 10 моделей (фото 2). Особенно удобны для съемок под водой фотоаппараты "Ленинград". Услышав звук затвора, стайка рыб обычно бросается врассыпную, а пользуясь аппаратом "Ленинград", имеющим пружинный привод, можно сделать еще 2-3 снимка, прежде чем рыбы скроются из поля зрения. Если подводник пользуется только маской для ныряния и, следовательно, может быть под водой всего 20-40 секунд, преимущества камеры "Ленинград" еще более очевидны.

В специально отлитом боксе была смонтирована импульсная лампа-вспышка, значительно расширяющая возможности съемок под водой. Ее легко прикрепить к подводной фотокамере. Все соединения камер крепятся "от руки" без применения инструментов.

Во время съемок выдержку определяли при помощи фотоэлектрического экспонометра "Ленинград", заключенного в прозрачный пластмассовый футляр.

Некоторые любители рекомендуют использовать резиновые грелки для предохранения аппарата при подводной съемке. Герметичность такой "бокс" еще может обеспечить, но на глубине 10-15 метров (куда легко ныряют многие спортсмены) аппарат будет исковеркан давлением воды. А ведь подводные съемочные камеры нужны не только любителям, ко-торых у нас уже сегодня тысячи, но и ученым. Под водой снимают ихтиологи, археологи, океанологи, тренеры по плаванию и т. д.

Совершенно необходимо наладить промышленный выпуск дешевых и удобных боксов для подводных фото- и киносъемок. Нет сомнений в том, что они получат широкое применение.


Copyright © PHOTOHISTORY