Какая камера нужна фотолюбителю-подводнику

Н. Чванов
Статья из журнала "Спортсмен-подводник", №11, 1965

Три последних года свой летний отпуск я проводил на Черном море, занимаясь подводным фотографированием. Бокс для моего старенького "Зоркого" был изготовлен по образу и подобию бокса Массарского, описанного в журнале "Советское фото" № 3 за 1960 год.

Вначале на боксе не было видоискателя, что не казалось большим недостатком вдали от моря. Вместо видоискателя был взят большой запас фотопленки, чем и предполагалось компенсировать отсутствие видоискателя. Однако результаты съемок (два удачных снимка из двухсот) показали, что видоискатель нужен не для украшения фотоаппарата.

В следующий сезон на боксе уже "торчал" - другого слова не придумаешь - громоздкий рамочный видоискатель. С ним было сделано большое количество снимков под водой, но, к сожалению, ни один из них не может украсить стенды более или менее солидной выставки. Неудачи, конечно, не заставят меня отказаться от мечты сделать хороший подводный снимок, пригодный и для выставки, и для журнала, и для семейного альбома. И с наступлением лета я снова заряжу свой "Зоркий" ширпотребовской пленкой "Изопанхром", загерметизирую его своим самодельным боксом и отважно брошусь в волны Черного моря в поисках своего "выставочного" кадра. И даже сознание того, что я собираюсь сделать хороший снимок плохим (в смысле несовершенным) фотоаппаратом, не остановит меня теперь.

Фотолюбитель - подводник - самый "обездоленный" из всей многочисленной армии фотографов. И дело не только в том, что промышленность не выпускает хороших боксов для фотоаппарата, для лампы-вспышки, для фотоэкспонометра. Самое главное - нет фотокамеры специально для подводных съемок.

Существующие фотоаппараты можно приспособить для съемок под водой, но именно "приспособить". В каждой камере есть какие-то элементы, устраивающие подводника, но нет аппарата, сочетающего в себе все, что необходимо для получения качественного подводного снимка с минимальными затратами труда. Требование максимального упрощения процесса производства снимка обусловлено специфическими условиями подводной фотографии. Ведь фотограф-подводник находится в совершенно иных условиях, в другой среде, нежели фотограф сухопутный. В лучшем случае у него имеется акваланг. А в большинстве случаев у подводного фотографа имеются только маска, дыхательная трубка, ласты и тот запас воздуха в легких, который он сумеет захватить с поверхности. Тренированный человек может пробыть под водой обычно около минуты, нетренированный выскакивает на поверхность, не успев нажать на кнопку спуска аппарата. А ведь ему нужно не только выбрать или подкараулить объект съемки, он должен еще произвести следующие действия:
1) определить расстояние до объекта фактическое или кажущееся;
2) навести на резкость по метражу;
3) определить выдержку по экспонометру на руке;
4) установить диафрагму;
5) поймать объект в видоискатель, учитывая при этом параллакс;
6) нажать кнопку спуска.

В это время фотограф не стоит на земле, а делает сложные движения ногами и телом, чтобы удержаться в желаемом положении. Операции, простые на земле с открытым фотоаппаратом, становятся сложными и затрудненными под водой, когда аппарат заключен в бокс. Поэтому камера должна быть простой в управлении, но, очевидно, сложной по устройству.

Рамочный видоискатель неудобен для подводной съемки из-за своей громоздкости, трудности учета параллакса, трудности визирования (так как маска мешает приблизить глаз к видоискателю). Применение зеркальной камеры значительно облегчило бы процесс кадрирования, наводки на резкость, определения границ резко изображаемого пространства и границы видимости в воде.

Из существующих "зеркалок" двухобъективная зеркальная камера, пожалуй, более других приемлема для подводной съемки. Но и она имеет свои недостатки. Из отечественных аппаратов это -- "Комсомолец", "Любитель" и "Любитель-2". Эти довольно простые аппараты не удовлетворяют более или менее опытного фотолюбителя. К тому же в них полностью не устранен параллакс, малое количество кадров приводит к частому перезаряжанию бокса, громоздкость аппарата влечет за собой еще большую громоздкость бокса, объектив Т-22 имеет небольшую светосилу и не позволяет получать негативы для увеличения более чем в пять раз.

Из узкопленочных фотоаппаратов лучшей отечественной "зеркалкой" является "Старт" и его можно взять за основу будущего фотоаппарата, назовем его "Мечта". Но чтобы "Старт" превратился в "Мечту", необходимы следующие переделки:

1. Аппарат должен быть укомплектован шахтным устройством, которым будет заменяться пентапризма при подводных съемках. Правда, было бы лучше, если бы можно было менять окуляр видоискателя "наземного" аппарата на окуляр для подводной съемки с удалением зрачка на 35-40 мм, с тем чтобы маска и бокс не мешали наблюдать объект съемки в видоискатель.

2. Рычаг взвода надо заменить круглой заводной головкой, более удобной для завода в боксе, или предусмотреть возможность отключения рычага взвода от заводной головки.

3. Объектив с фокусным расстоянием 58 мм нужно заменить объективом F = 35 мм, не уменьшая его светосилы и оставляя механизм автоматической установки диафрагмы. Вообще, оба объектива были бы желательны на аппарате, и с этой целью их можно было бы объединить на одной объективной доске, обеспечив легкую замену одного объектива другим. Однако такое решение привело бы к дороговизне и громоздкости аппарата. Идеальным решением этого вопроса явилось бы создание объектива с переменным плавно изменяемым фокусным расстоянием от 35 до 80 мм наподобие объектива "Фохтлендер-Зумар", выпущенного совместно западногерманской и американской фирмами для "зеркалок". Наименьшее расстояние фокусирования должно быть не менее 0,5 м.

4. Зеркало постоянного визирования должно прийти на смену обычному зеркалу, опускающемуся в рабочее положение, только после взвода затвора. Сразу же после производства снимка такое зеркало должно опускаться в рабочее положение, что даст возможность постоянного наблюдения за объектом. При этом изображение будет пропадать лишь на короткий промежуток времени. Такое зеркало постоянного визирования имеется, например, в японской "Конике Ф" ("Советское фото" № 8 за 1961 год).

5. Полуавтоматическая или автоматическая установка экспозиции намного облегчит процесс производства снимка, для этого в камеру необходимо вмонтировать фотоэлектрический экспонометр. Стрелку экспонометра удобнее расположить в поле зрения видоискателя, что позволит производить установку экспозиции во время кадрирования и наводки на резкость простым совмещением стрелки и индекса экспонометра, поворачивая для этого кольцо установки диафрагмы на объективе или головку установки скоростей затвора.

6. Было бы очень хорошо, если бы камера имела заводной пружинный механизм, аналогичный заводному механизму фотоаппарата "Ленинград" и позволяющий сделать подряд три-пять снимков. Этот механизм должен после очередного снимка автоматически перемещать пленку, взводить затвор и, если это не очень усложнит камеру, взводить механизмы поднимания и опускания зеркала и автоматического диафрагмирования.

7. Синхронизация вспышки должна обеспечиваться при выдержках не менее 1/60 сек., т. е. полное открывание кадра должно происходить при выдержках 1/60 сек. и более. Шторки затвора должны быть металлическими и двигаться вдоль короткой стороны кадра, как это сделано у аппаратов "Киев".

8. Механизмы затвора, поднимания и опускания зеркала, автоматической диафрагмы должны работать плавно, не вызывая содрогания аппарата в момент съемки, что привело бы к нерезкости снимка.

9. Наводка на резкость должна производиться по матовому стеклу и клиновому устройству.

Таким образом, камера для подводного фотографа должна быть современным однообъективным зеркальным малоформатным фотоаппаратом высокого класса

Такая камера будет нужна не только подводному фотографу. Ее с удовольствием возьмет в руки и фотограф-любитель, и профессионал, и подводник, и сухопутный, и сторонник "зеркалки", и защитник дальномерной камеры.


Copyright © PHOTOHISTORY