Дальномерное оптическое устройство было известно до наступления эры малоформатной фотографии, однако именно появление "Леек" послужило стимулом для развития и широкого распространения дальномеров. Поскольку наводка на резкость по матовому стеклу, как в крупноформатных камерах, стала невозможной, а использование метражной шкалы на объективах не давало гарантии точности, применение дальномера было предопределено. Главным принципом, на котором основано действие дальномерного устройства, является упрощенно-механический вариант бинокулярного зрения. Итак, что же представляет собой дальномер, и почему мы видим ![]() Одной из важнейших характеристик дальномерного устройства является эффективная база дальномера, которая зависит от расстояния между окошками 1 и 3, а также определяется размерами окна видоискателя 2 (точнее говоря - кратностью увеличения окуляра). Чем больше эффективная база дальномера, тем точнее работает прибор и тем удобнее им пользоваться. Первоначально, когда дальномер только еще появился на камере Leica, он представлял собой некое дополнительное устройство, крепящееся сверху аппарата. Со временем, дальномер был вмонтирован под верхнюю панель камеры - эту модель (Leica II) и можно считать первой, действительно дальномерной, 35-мм камерой. Но и в таком виде окошко дальномера и окошко видоискателя еще долгое время были разделены судьбой.
Продолжалось это до тех пор, пока конструкторам не Таки образом, дальномерное устройство, кинематически связанное с механизмом наводки на резкость, позволяет нам быть уверенными в том, что резкость в кадре окажется именно там, где это нужно фотографу. Из этого следует, что камеры, использующие для наводки на резкость дальномерный оптический блок, не нуждаются в использовании зеркала постоянного визирования. А это, в свою очередь, значительно упрощает конструкцию аппарата и, естественно, уменьшает силу вибрации в момент срабатывания затвора и значительно повышает надежность. Согласитесь, что этот фактор трудно переоценить - вместо громко хлопающей и сотрясающейся камеры у вас в руках аппарат, почти не производящий шума и позволяющий уверенно снимать с рук на 1/15 сек. Еще одним следствием отсутствия механизма привода зеркала является уменьшение рабочего отрезка и возможность конструировать оптику таким образом, чтобы задний оптический блок объективов (в первую очередь широкоугольных) мог быть максимально приближен к плоскости пленки. Кроме того, это позволяет создавать оптику в утапливающейся оправе, что также уменьшает габариты камеры. Что нам дает уменьшение рабочего отрезка (в среднем 28-29мм) в дальномерных камерах по сравнению с зеркальными фотоаппаратами (в среднем 45-46мм)? Во-первых, упрощение конструкции как оптики, так и камеры; облегчение их веса и уменьшение размера, и, как следствие, повышение их надежности и долговечности. Но есть и еще один немаловажный аспект, о котором, почему-то, мало кто задумывается. Представьте себе некий широкоугольник с фокусным расстоянием, например, в 20мм. Если в зеркальной камере мы имеем рабочий отрезок в 46 мм, то на какие ухищрения должны идти конструкторы оптики, чтобы компенсировать такое расстояние от плоскости пленки до задней оправы объектива. В то же время в дальномерных камерах с этим нет никаких проблем. Не здесь ли кроется причина того, что дальномерная оптика имеет свой особый рисунок, с моей точки зрения лучше передающий объем, пространство и пластику, чем оптика для зеркальных камер. Те, кто снимал хоть когда-нибудь дальномерной оптикой, поймут меня достаточно хорошо. К сожалению, дальномер имеет и свои недостатки, которые мы рассмотрим в сравнении с зеркальными камерами. Помните классический кадр из фильма "Бриллиантовая рука" про крышечку, не снятую с объектива? Это первый недостаток - картинка, которую вы видите в окошке дальномера всего лишь имитация того, что рисует ваш объектив. В то время, как зеркальная камера показывает в точности то, что видит ваша оптика (когда зеркало отображает более 90% кадра). Кроме того, пользуясь зеркальной камерой, вы прекрасно видите на какой объект навести резкость, в какой степени размыть фон и как будет выглядеть область резко изображаемого пространства. В дальномерной же камере глубина резкости определяется только по шкале ГРИП на объективе. Определенные проблемы возникают также и при использовании сменной оптики - в лучшем случае ваш дальномер рассчитан на показ картинки, создаваемой оптикой от 28 до 85-135 мм, либо как в модели "Bessa R4" - 21-50 мм. В худшем - вам придется использовать дополнительный видоискатель, который крепится на камеру сверху, в гнездо для дополнительных принадлежностей. При этом процесс наводки на резкость и построения кадра разбивается на две отдельные операции, а это отнюдь не ускоряет фотосъемку. Со времени возникновения дальномерных камер башмак для крепления внешних принадлежностей (зухерная колодка) изначально и был предназначен для крепления видоискателей, а уж много позже его стали использовать для крепления вспышки, и, вмонтировав туда синхроконтакт, обозвали горячим башмаком (центральным синхроконтактом). Еще одной проблемой при использовании дальномера является параллакс, т.е. несовпадение оптических осей объектива и видоискателя. Для большинства видов съемки это не причиняет неудобств, однако параллакс очень сильно затрудняет съемку на ближних дистанциях, а тем более макросъемку. Другим ограничением, из-за наличия параллакса, является сложность использования на дальномерных камерах телеобъективов с фокусным расстоянием более 135мм. Справедливости ради надо сказать, что дальномерные камеры, кроме отмеченных мной минусов и плюсов, имеют еще одно достоинство - возможность видеть сам момент съемки, причем достоинство это становится еще более важным, когда вы используете вспышку. Ну и последним недостатком, который до новейшего времени был присущ дальномерным камерам, была невозможность использовать зум-оптику. Сейчас, благодаря конструкторам компании Киосера, такая возможность появилась, о чем речь пойдет ниже. На фоне происходящего сегодня ренессанса дальномерной техники любопытным является факт появления цифровых дальномерных камер - "Epson RD-1" и "Leica M8". Насколько такая комбинация окажется жизнестойкой предсказать трудно, однако ближайшее будущее все расставит на свои места.
|