На главную О проекте Ссылки О сотрудничестве Пресса Библиография Поиск Что нового?
-Развитие фотоаппаратостроения в России до 1917 года / Development of a photoindustry in Russia till 1917
-Этапы развития советского фотоаппаратостроения (1917 - 1991) / Stages of development of the Soviet photoindustry (1917 - 1991)
-
- Крупноформатные камеры / Large Format cameras
- Среднеформатные камеры / Medium Format Cameras
- Панорамные фотоаппараты / Panoramic Cameras
- Стереокамеры / Stereo Cameras
- Фотокамеры одноступенного процесса / Instant Film Cameras
- Миниатюрные и полуформатные камеры / Miniature Cameras
- 35мм шкальные фотоаппараты / 35 mm Non RF Cameras
- 35мм дальномерные фотоаппараты / 35 mm RF Cameras
- 35мм зеркальные фотоаппараты / 35 mm SLR Cameras
- Камеры специального назначения / Special Cameras
-
- Аэрофотокамеры / Aerial Cameras
- Армейские камеры / Army cameras
- Камеры для разведцелей / Spy Cameras
-
- "Музей истории шпионской техники" Кита Мэлтона / H.Keith Melton, Historical Espionage Equipment, Jupiter, Florida, USA
- "Музей шпионажа", Анна Тарасова / "Espionage Museum", Anna Tarasova
- Специальный фотоаппарат "ЗОЛА" / Special chamber "Zola"
- Портативная копировальная фотокамера "Заслон" / Portable copy chamber "Zaslon"
- "Чем боялись испачкать руки советские разведчики?", из истории специальной техники / "Than were afraid to soil hands the Soviet spies?", from a history of special engineering
- Получение микроизображения (микроточки) / Preparation of microdot
- "УФА" - первая советская спецфотокамера? / "UFA" - first soviet spy camera?
- Из истории создания первого советского специального фотоаппарата "Аякс" / From a history of creation of first Soviet special camera "Ajax"
- Микрофотокамера "Зодчий" / Micro camera "Zodchii"
- Советский "Минокс" - фотокамера "Точка-58" / Soviet "Minox" - Camera "Tochka-58"
- Фотокамера прокатки "Алыча" / Copy-camera "Alycha"
- Копировальная установка "С-75" / Copy equipment "C-75"
-О чем молчал Ким Филби? / About what was silent Kim Filbi?
-Кто же был "впереди планеты всей" - КГБ или ЦРУ? / Who was "ahead of a planet of all" – KGB or CIA?
-Верный Друг Большого Русского Друга / Loyal friend of the Big Russian Friend
-Специальные киноаппараты КГБ / Special movie cameras of KGB
-Фотоаппараты компромата / Compromising evidence cameras
-Фотокамеры для негласной съемки "Циния", "Зола", "Москва-5" / Cameras for secret shooting of "Tsiniya", "Zola", "Moscow-5"
-Фотокамеры прокатки / Copy cameras
-Микрофотокамеры "Загадка" и "Залив" / Micro cameras "Zagadka" and "Zaliv"
-Специальные переносные фотоустановки для копирования документов / Special figurative cameras mounting for copying of documents
- Камеры для электрофотографии / Cameras for electrophotography
-Медицинская техника / The medical phototechnics
-Регистрирующие фотокамеры / The registering cameras
- Непромышленные камеры / Hand Made Cameras
- Принадлежности / Accessories
- Оптика / Lenses
- Дополнительные материалы, часть II / Additional materials, part II
-Логотипы оптико-механических заводов / Logos of the Enterprises

 

 

 

 

       
Рассылки Subscribe.Ru
  "История  отечественного  фотоаппаратостроения"  

21-09-2019 09:59:08

Специальный фотоаппарат "ЗОЛА"

По материалам музея Keith Melton Spy Museum, Boca Raton, Florida, USA

В середине 70-х годов советские специальные службы, такие как КГБ, ГРУ и МВД, получили новый фотоаппарат для конспиративный (негласной) фотосъемки. Это изделие не было полностью новой разработкой и являлось модернизацией фотоаппарата "ЦИНИЯ", модели уже известной и популярной среди оперативно-технических сотрудников. Новая камера "ЗОЛА" (Изделие "Зола") стала первым специальным полноформатным (35-мм) фотоаппаратом с электронным управлением затвора. Это было огромным шагом вперед в сфере использования специальной фототехники, поскольку сотрудники, производя конспиративную фотосъемку в ходе мероприятия, часто не успевали менять значение диафрагмы объектива или выдержки затвора в условиях резко изменяющейся освещенности, когда объект фотосъемки заходил, например, в метро, или с солнечной стороны улицы переходил на затемненную её сторону. Новый аппарат "ЗОЛА" позволял не беспокоиться о выдержке, которая могла автоматически меняться электронной схемой с фоторезистором в качестве датчика освещенности.

"ЗОЛА" была сконструирована для использования в двух вариантах размещения объектива - прямым и угловым. В соответствии с этим в комплект аппарата "ЗОЛА" входили два одинаковых объектива ИК-75ЛМ с элементами прямого и углового крепления, которые по специальным "салазкам" вдвигались в центр верхней части корпуса и фиксировались винтами. Прямой объектив "ЗОЛЫ" оснащался внешним зубчатым кольцом для более точной установки расстояния до объекта съемки. При установке в камуфляж зубцы объектива необходимо было совмещать с приемной частью механизма регулировки.

Кроме электроники, "ЗОЛА" была также оснащена модернизированным пружинным механизмом транспортировки пленки и взвода затвора. Это позволяло, как и в аппарате "ЦИНИЯ", фотографировать через камуфляж с помощью только одной спусковой кнопки затвора. Механизмы дистанционного нажатия делались разными, например, при размещении "ЗОЛЫ" в мягкой кожаной папке для бумаг, или в портфеле с жесткими стенками типа "атташе-кейс", весьма популярном в СССР в 60-е и 70-е годы.

Полностью взведенная пружина могла обеспечить автоматическую съемку до 17 кадров. Однако с течением времени пружина "ЗОЛЫ" слабела и уже не могла "прокрутить" указанные в паспорте кадры. Опытные офицеры-техники, зная слабости пружинных фотоаппаратов, рекомендовали оперативному составу не заводить до конца пружину перемотки пленки, что еще более уменьшало количество фотоснимков между двумя взводами. Реально "ЗОЛА" могла уверенно отработать до 15 кадров, что вполне устраивало оперативников, поскольку другой спецаппарат, "АЯКС-12", "заводился" на такое же количество снимков.

Также как и в аппарате "ЦИНИЯ", основой фотоаппарата "ЗОЛА" послужила известная советская дальномерная камера "Зоркий-6", которая давала возможность пользователям получать высококачественные фотоснимки.

Спецификация
Наименование ЗОЛА
Тип Специальная полуавтоматическая фотокамера
Объектив ИK-75 ЛМ, 1:3,7/75 мм, с угловой призмой 32 градуса
Расстояние съемки От 5 метров до бесконечности
Диафрагма 1:3,7 фиксированная, определяется отверстием камуфляжа
Разрешение В центре кадра 45 линий/мм, на краю кадра 35 лин/мм
Фотопленка Стандартная 35 мм фотопленка
Размер негатива 24 x 36 мм
Затвор Шторный, с электронным управлением
Выдержка От 1/30 до 1/500 сек., отрабатываются автоматически
Кассета Стандартная, на 24 кадра, длина фотопленки 1,2 метра
Механизм подачи Пружинный, с предварительным взводом на 15 снимков
Цикл кадра 1,2 сек.
Электропитание 4 аккумуляторных батареи, тип Д-0,06
Энергоресурс 3000 циклов съемки до перезарядки батарей
Условия работы - 15 ... + 45 градусов Цельсия
Габариты 120 x 95 x 45 мм
Масса 650 г., без кассеты
Изготовлен В середине 70-х годов

Глубина резкости объектива задавалась фактическим отверстием камуфляжа. Некоторые модели камуфляжей имели небольшой диапазон ручной предварительной установки, для чего было необходимо найти укромное место, открыть портфель и передвинуть рычаг механизма установки диафрагмы. Камуфляж "ПАПКА" позволял это делать более удобно и быстро.

 

Некоторые модели камуфляжей имели электромагнитный привод нажатия кнопки спуска затвора, что требовало размещения внутри камуфляжа дополнительного отсека для батарей повышенной энергоемкости. В случае длительного хранения фотоаппарата и камуфляжа необходимо было вытаскивать аккумуляторы и батареи, из которых мог постепенно вытекать электролит, разрушая своей кислотой металлические части фотоаппарата и камуфляжа.

Новый спецаппарат "ЗОЛА" был по достоинству оценен оперативно-техническими сотрудниками, поскольку давал возможность работать в широком диапазоне освещенностей от 100 до 40.000 люкс без предварительной установки выдержки. Однако со временем пользователи "ЗОЛЫ" пришли к выводу о том, что при малых освещенностях фотоаппарат мог делать ошибки, что приводило к некачественным фотоснимкам.

 

Длительная практика оперативного использования фотоаппарата "ЗОЛА" показала такие недостатки в его конструкции, как:
- относительная недолговечность пружины механизма транспортировки фотопленки, котораяКамуфляж 'Атташе-кейс' могла заклинить или сломаться, иногда в моменты ответственной фотосъемки;
- качество советских аккумуляторов Д-0,006 также оставляло желать лучшего и при возможности их старались менять на зарубежные аналоги.

Несмотря на перечисленные недостатки, в целом фотоаппарат "ЗОЛА" был большим шагом вперед, позволившим оперативным сотрудникам спецслужб более удобно и надежно использовать новую фототехнику для получения качественных снимков. При необходимости получения фотографий для опознания личности человека, "ЗОЛА" была более предпочтительна, чем "Аякс-12", поскольку давала более качественные негативы.

Камуфляж "Атташе-кейс"


Все права защищены. Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всего содержания сайта или какой-либо его части запрещается без письменного разрешения автора.
Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
Copyright © G.Abramov, 1997-2019