Истории специальных служб, описанные в детективных и документальных книгах, мемуарах и кинофильмах, показывают нам тайный мир оперативных сотрудников и агентов, которые добывали необходимую информацию всеми возможными методами. С изобретением фотопроцесса и появлением фототехники спецслужбы одними из первых стали использовать фотокамеры для копирования различного рода документов. В середине прошлого века в работе спецслужб даже появился специальный термин - документирование информации, который подразумевал использование портативной копировальной техники для быстрого и точного фиксирования документа с последующим восстановлением его в наиболее полном виде. Фотоаппаратура как нельзя лучше подходила для этих целей, однако для качественного фотокопирования требовались определенные условия, в первую очередь достаточное и равномерное освещение документа, а также устойчивое фиксирование фотоаппарата, которое исключало бы рывки и дрожания в момент срабатывания затвора.
Стационарные фотоустановки конечно в полной мере обеспечивали такие требования, однако для их развертывания и подготовки к работе в местах хранения документов не всегда имелось достаточно места, да и время на тайное копирование, как правило, было крайне ограничено. А количество листов оригинала иногда было такое, что оперативник или агент были вынуждены в спешке снимать только те листы оригиналы, которые они считали наиболее важными. При печатании затем оказывалось, что как раз важные страницы были упущены или сняты с ошибками, что приводило к потере информации из-за плохой разборчивости текста.
Руководители спецслужб, как правило, понимали эти проблемы и ставили перед техническими подразделениями задачи создания компактных, надежных и удобных в работе копировальных фотоаппаратов, которые были бы всегда под рукой для быстрого и качественного документирования информации. Сразу после Второй мировой войны советская фотоиндустрия, потенциал которой был значительно ослаблен, начала активно решать задачу создания специальных копировальных фотоустановок. Эта работа велась по двум направлениям:
Уже в конце 40-ых годов специальные отделы ведущих предприятий СССР в Красногорске, Уфе и Ленинграде в кооперации с молодой, недавно организованной фото-оптико-механической лабораторией Министерства госбезопасности создали несколько образцов копировальных установок. Одна из них размещалась в небольшом спортивном чемоданчике, имела встроенный осветитель и могла конспиративно копировать документы и фотографии. Для этого оперативный сотрудник ставил на документ чемоданчик, дно которого открывалось в момент фотосъемки. Даже в случае появления постороннего лица невозможно было определить факт копирования документа.
![](http://www.photohistory.ru/Pictures/Pasport-1.jpg)
Рисунок из музея Кита Мелтона, Флорида, США
Позднее появились такие известные теперь копировальные устройства, как "Ель" и "Кузнечик", которые активно использовались не только советскими силовыми ведомствами, МИДом и МВТ, а также спецслужбами стран Варшавского договора и государствами, тесно сотрудничавшими с СССР в период "холодной войны".
![](http://www.photohistory.ru/Pictures/Pasport-2.jpg)
Рисунок из музея Кита Мелтона, Флорида, США
В середине 60-ых годов Красногорский завод начал серийное производство специального портативного копировального устройства С-75 на базе известного аппарата "Зоркий-4". "С-75" разбирался на отдельные узлы, что давало возможность носить всю установку не только в небольшом портфеле, но даже и под одеждой, не привлекая внимание окружающих. Новая установка имела встроенный автономный осветитель с миниатюрными лампами накаливания, питающимися от одной батарейки типа КБС, что обеспечивало полную независимость копирования от внешнего освещения. Белая матовая поверхность внутренней части осветителя повышала равномерность светового потока на оригинал.
![](http://www.photohistory.ru/Pictures/C_75_view.JPG)
Фото из частной коллекции Кита Мелтона, Флорида, США
Установка состояла из трех узлов - фотоаппарата "Зоркий-4", клап-камеры и складного осветителя, которые все вместе в сборе выполняли функции жесткого штатива, фиксируя фотокамеру всегда в одном и том же положении относительно оригинала документа.
"Фото из частной коллекции Кита Мелтона, Флорида, США"
Установка позволяла снимать документы и фотографии размерами до 210 х 150 мм; при этом масштаб съемки составлял 1:6,35. Включение осветителя производилось синхроконтактом для вспышки, которым оснащались фотоаппараты серии "Зоркий-4". Для спуска затвора рекомендовалось использовать фототросик. После съемки производился ручной взвод фотокамеры на следующий кадр. В зависимости от характера снимаемого материала установка "С-75" была рассчитана на использование кинопленки "МЗ-3" чувствительностью 45-90 ед.ГОСТ; при этом выдержка выбиралась 1/5 сек., что обеспечивало оптимальные условия съемки с относительным отверстием 1:6.
Установка "С-75" использовалась не только для копирования документов и фотографий. По специальным заданиям руководства КГБ с помощью "С-75" фотографировались надписи и рисунки антисоветского содержания на стенах и мебели с целью последующей идентификации авторов.
![](http://www.photohistory.ru/Pictures/fig_new_4.jpg)
Макет копировальной установки "С-75",
изготовленный мастерской музея Кита Мелтона
Технические характеристики копировальной установки С-75
Наименование |
C-75 |
Назначение |
Специальная фото-копировальная установка |
Оригинал, масштаб |
210 x 150 мм, масштаб 1:6,35 |
Фотопленка |
Стандартная МЗ-2, МЗ-3 |
Выдержка |
Фиксированная 1/5 сек. |
Диафрагма |
Фиксированная 1:6 |
Кассета |
На 36 кадров |
Объектив |
"Орион-15" |
Фокусное расстояние |
28 мм |
Разрешение |
50 … 90 линий/мм |
Электропитание |
Батарейка типа КБС 4,5 вольт |
Внешние условия |
От 0 до + 45 градусов |
Габариты |
250 x 129 x 220 мм |
Вес |
1,6 кг |