На главную О проекте Ссылки О сотрудничестве Пресса Библиография Поиск Что нового?
-Развитие фотоаппаратостроения в России до 1917 года / Development of a photoindustry in Russia till 1917
-Этапы развития советского фотоаппаратостроения (1917 - 1991) / Stages of development of the Soviet photoindustry (1917 - 1991)
-
- Крупноформатные камеры / Large Format Cameras
- Среднеформатные камеры / Medium Format Cameras
- Панорамные фотоаппараты / Panoramic Cameras
- Стереокамеры / Stereo Cameras
- Фотокамеры одноступенного процесса / Instant Film Cameras
- Миниатюрные и полуформатные камеры / Miniature Cameras
- 35мм шкальные фотоаппараты / 35 mm Non RF Cameras
- 35мм дальномерные фотоаппараты / 35 mm RF Cameras
- 35мм зеркальные фотоаппараты / 35 mm SLR Cameras
- Камеры специального назначения / Special Cameras
-
- Армейские камеры / Army Cameras
- Аэрофотокамеры / Aerial Cameras
- Камеры для разведцелей / Spy Cameras
-
- "Музей истории шпионской техники" Кита Мэлтона / H.Keith Melton, Historical Espionage Equipment, Jupiter, Florida, USA
- "Музей шпионажа", Анна Тарасова / "Espionage Museum", Anna Tarasova
- Специальный фотоаппарат "ЗОЛА" / Special chamber "Zola"
- Портативная копировальная фотокамера "Заслон" / Portable copy chamber "Zaslon"
- "Чем боялись испачкать руки советские разведчики?", из истории специальной техники / "Than were afraid to soil hands the Soviet spies?", from a history of special engineering
- Получение микроизображения (микроточки) / Preparation of microdot
- "УФА" - первая советская спецфотокамера? / "UFA" - first soviet spy camera?
- Из истории создания первого советского специального фотоаппарата "Аякс" / From a history of creation of first Soviet special camera "Ajax"
- Микрофотокамера "Зодчий" / Micro camera "Zodchii"
- Советский "Минокс" - фотокамера "Точка-58" / Soviet "Minox" - Camera "Tochka-58"
- Фотокамера прокатки "Алыча" / Copy-camera "Alycha"
- Копировальная установка "С-75" / Copy equipment "C-75"
-О чем молчал Ким Филби? / About what was silent Kim Filbi?
-Кто же был "впереди планеты всей" - КГБ или ЦРУ? / Who was "ahead of a planet of all" – KGB or CIA?
-Верный Друг Большого Русского Друга / Loyal friend of the Big Russian Friend
-Специальные киноаппараты КГБ / Special movie cameras of KGB
-Фотоаппараты компромата / Compromising evidence cameras
-Фотокамеры для негласной съемки "Циния", "Зола", "Москва-5" / Cameras for secret shooting of "Tsiniya", "Zola", "Moscow-5"
-Фотокамеры прокатки / Copy cameras
-Микрофотокамеры "Загадка" и "Залив" / Micro cameras "Zagadka" and "Zaliv"
-Фотокамера "Неоцит" / Camera "Neocit"
-Специальные переносные фотоустановки для копирования документов / Special figurative cameras mounting for copying of documents
-Модель "ЛОМО-35 МШ" / Model "LOMO-35 MSh"
-Кинокамера "Оса" / Film camera OSA
- Камеры для электрофотографии / Cameras for electrophotography
-Космические камеры / Space Cameras
-Медицинская техника / The medical phototechnics
-Регистрирующие фотокамеры / The registering Cameras
-Специальные установки для макрофотографии / Special settings for macrophotography
- Непромышленные камеры / Hand Made Cameras
- Принадлежности / Accessories
- Оптика / Lenses
- Дополнительные материалы, часть II / Additional materials, part II
-Логотипы оптико-механических заводов / Logos of the Enterprises

 

 

 

 

   
       

29-03-2024 01:08:42

Из истории создания первого советского специального фотоаппарата "Аякс"

По материалам музея Keith Melton Spy Museum, Boca Raton, Florida, USA
и личного архива Детлева Врейслебена, Германия.

В своей повседневной деятельности фотоаппараты, фотоустановки и фотоматериалы уже более века постоянно и активно используются различными подразделениями полиции, разведки, контрразведки и другими специальными службами. Фотокопия текста, снимок человека и его отпечатков пальцев, а также фотографии доказательных и уликовых деталей часто играют важнейшую роль в оперативных мероприятиях, как при выполнении рутинных, так и особо важных специальных операций. Фотодокументы нередко имеют решающее значение в конечных результатах деятельности специальных служб и ведомств.

Наряду с общедоступной, бытовой и профессиональной фототехникой, широко представленной и постоянно рекламируемой коммерческим рынком, государственные службы применяют и специальные фотоаппараты, фотоустройства и фотоматериалы с необычными параметрами, конструкциями и свойствами.

В ХХ-м веке такая специальная фототехника в большом количестве активно разрабатывалась, проектировалась и создавалась секретными лабораториями, институтами и специализированными заводами стран Восточной Европы и особенно СССР. В эту невидимую и закрытую для простого обывателя фотоиндустрию привлекались одаренные ученые и талантливые конструкторы, высококвалифицированные инженеры и монтажники "от бога", как часто их называли за уникальные способности.

Одним из наиболее широко используемых направлений специальной фототехники была конспиративная (незаметная для окружающих) или секретная фотосъемка, как её назвали оперативные сотрудники ОГПУ и МГБ в 1940-ых годах. Позднее в СССР начал использоваться термин "негласная фотосъемка", а в англоязычных странах чаще употребляется название "clandestine photography". Наглядный пример негласной фотосъемки можно найти в известном кинофильме "ТАСС уполномочен заявить", когда советские контрразведчики пытались понять, где же находится тайник "Дети-2". Для этого руководители операции внимательно просмотрели все фотографии, сделанные бригадой наружного наблюдения КГБ, которая вела слежку за американскими дипломатами, фотографировавшими друг друга во время прогулки по Москве. Руководитель бригады, опытный контрразведчик, дал команду своим сотрудникам сделать "негласно" такие же фотографии, справедливо предположив, что американские разведчики, гуляя по Москве, могли подбирать и фотографировать места для будущих "операций по связи" со своими агентами - закладка тайников, установка сигнальных меток, моментальная передача и др.

Следует отметить, что полиция и специальные службы применяют и обычные аппараты для негласного фотографирования, но съемка обязательно ведется из таких мест и такими способами, чтобы её невозможно было заметить со стороны.

Значительно более удобными и потому чаще используемыми для негласной, секретной съемки явились специальные малогабаритные фотокамеры, которые размещались под одеждой сотрудников или внутри бытовых предметов. Портфели, папки, дамские и спортивные сумки, книги, переносные радиоприемники и другие подходящие по обстановке предметы, называемые "прикрытия", "камуфляжами", также активно применялись в прошлом столетии для размещения в них фотоаппаратуры. Такая "камуфлированная" фототехника оснащалась скрытым дистанционным управлением затвора фотоаппарата и его диафрагмы, а некоторые "прикрытия-камуфляжи" позволяли дистанционно изменять и выдержку. Обязательным качеством такой техники была бесшумность работы.

Интересно отметить, что в послевоенный период в лексиконе оперативных сотрудников МВД и МГБ СССР появился необычный термин "фотомодель", которым стали называть готовые к использованию "фото-камуфляжи" - пальто, пиджаки, куртки, сумки и др., с установленными в них фотоаппаратами, подготовленными для негласной фотосъемки. Каждая "фотомодель" выдавалась оперативным сотрудникам "под расписку", поскольку относилась к снаряжению строго учета наравне с табельным оружием офицеров советских специальных служб.

Длительная практика применения специальных фотокамер позволила выработать определенные приемы использования этой техники, которые затем стали обязательными при подготовке мероприятий по негласной фотосъемке людей, мест их посещений, действий и т.п. Как правило, особо важными были качественные фотоснимки собеседников и знакомых тех лиц, за которыми велось наблюдение, а также предметов, которыми они могли обмениваться или показывать друг другу.

Так, например, в конце сороковых - начале пятидесятых годов оперативный сотрудник МГБ СССР, при подготовке мероприятия по негласной фотосъемке и настройке специальной фототехники должен был учитывать следующие требования получения качественного оперативного фотоснимка:
1) Предварительно установить объектив аппарата на нужное по условиям съемки расстояние; при необходимости предварительно оценить или даже измерить это расстояние с соблюдением требований конспирации;
2) Оценить равномерность освещенности объекта фотосъемки; по возможности не использовать места, откуда объект может получиться на снимке контрастным или с затененными частями;
3) Место фотографирования должно выбираться из расчета максимального заполнения кадра снимаемым сюжетом, что позволило бы в дальнейшем безошибочно опознать по фотоснимку всех "действующих лиц", точно определить местоположение важных предметов, объектов и т.п.;
4) Определить или уточнить необходимую экспозицию - выдержку и диафрагму, в зависимости от используемой фотопленки, предполагаемой или уже известной освещенности объекта. Как правило, движущийся объект должен фотографироваться с максимально короткой выдержкой, а статический сюжет - с более закрытой диафрагмой, для увеличения глубины резкости;
5) В момент съемки желательно зафиксироваться (прислониться с дереву, стене, афише и др.) и плавно нажать на спусковую кнопку или рычаг дистанционного управления.


Модифицированный фотоаппарат ФЭД, 1945 г.

В военный и послевоенный периоды (до 1948 г.) советская фото промышленность не выпускала каких-либо специальных фотоаппаратов, полностью пригодных для проведения негласной фотосъемки. В связи с этим оперативные сотрудники органов государственной безопасности и внутренних дел использовали модифицированные фотоаппараты ФЭД довоенного производства, оборудованные специальным дополнительным пружинным механизмом взвода затвора и перемотки фотопленки. На такие ФЭДы устанавливался широкоугольный объектив 1:4,5/28 мм или кинообъектив 1:2/35 мм (как его тогда назвали) типа РО-4.

В этот же период некоторые подразделения МГБ применяли специальные немецкие фотокамеры серии ROBOT, однако высокая стоимость такой техники, сложности с ремонтом и запасными частями существенно ограничивали возможности использования этих импортных фотокамер в повседневной оперативной деятельности.


Фотомодели "Пальто" и "Дамская сумка" для аппарата ФЭД, 1940-е гг.

По свидетельству ветеранов госбезопасности, модифицированные аппараты ФЭД давали высококачественные снимки в самых разнообразных условиях оперативных мероприятий с различными типами фотопленок, поскольку съемка производилась высококачественным аппаратом на полный кадр 24 х 36 мм фотопленки и с использованием специальной, высококачественной оптики. Однако большие габариты и вес такой фототехники не позволяли активно применять её повсеместно, особенно в летний период, когда возможности камуфлирования под одеждой были существенно ограничены.

В 1945 году по личному указанию руководства в системе госбезопасности создаётся первое самостоятельное подразделение для конструирования и производства специальной фототехники, впоследствии выросшее до размеров большой специализированной лаборатории, вошедшей в состав Оперативно-технического управления КГБ СССР. Именно в стенах этого уникального подразделения и был создан в 1948 г. опытный образец первого советского специального фотоаппарата "Аякс-8".


Фотоаппарат "Аякс-8" c объективами А-1 (слева) и А-4

В первой советской специальной камере взвод затвора и перемотка фото пленки осуществлялись внутренней пружиной, которая предварительно заводилась боковым штоком. "Аякс-8" обычно располагался под верхней одеждой сотрудников, и фотографирование велось через специальные пуговицы пальто, пиджака или металлические женские брошки с отверстиями. Фотоаппарат имел дистанционное управление, нажатием кнопки которого производился спуск затвора с последующей перемоткой пленки под действием внутренней пружины.

Для работы с "Аяксом-8" использовалась неперфорированная фотопленка шириной 21 мм, которая предварительно нарезалась с помощью специального резака из стандартной перфорированной 35-мм кинопленки. Размер негатива у "Аякс-8" был 18 х 24 мм, что в два раза меньше чему у малоформатных фотоаппаратов. Такой уменьшенный кадр снижал качество получаемых фотоснимков. Несмотря на высокую конспиративность фотосъемки через "прикрытия", аппарат имел существенный недостаток - значительные усилия взвода и спуска кнопки затвора, а также довольно высокий шум в моменты фотографирования, что могло влиять на скрытность оперативных мероприятий. К тому же первый специальный фотообъектив А-1, которым был снабжен "Аякс-8", имел низкие оптические параметры, что влияло на качество снимков при пониженном освещении. Все эти недостатки первого советского специального фотоаппарата вызывали у офицеров МГБ справедливые нарекания; от разработчиков требовали действительно высококачественной и надежной портативной фототехники.

Основные параметры фотокамеры "Аякс-8"
Наименование Аякс-8
Тип Специальная портативная камера для негласной фотосъемки
Объектив A-1, 1:4,5/28 мм и позднее A-4 1:2/28 мм
Дистанция съемки 2 - 8 метров
Угол поля зрения объектива 56°
Максимальная диафрагма 1:4,5 и 1:2 (объективы А-1 и А-4 соответственно)
Фотопленка 21 мм шириной, неперфорированная
Размер кадра 18 x 24 мм
Чувствительность фотопленки 60 - 180 единиц ГОСТ
Затвор Двухлепестковый
Выдержка 1/10, 1/30 и 1/100 секунды
Кассета Специальная на 540 мм фотопленки, на 12 кадров
Механизм подачи пленки Внутренний пружинный, с предварительным взводом
Усилие взвода До 5 кг
Габариты 93 x 43 x 23 мм
Вес 180 гр. с кассетой и фотопленкой
Начало выпуска 1948 г.

В 1949 году на вооружение МГБ поступает фотоаппарат "Аякс-9", существенно отличавшийся в лучшую сторону от предыдущей модели. Новая камера имела значительно более совершенный механизм взвода внутренней пружины, сходный с немецкой камерой ROBOT. Это позволило сделать гораздо более удобной кнопку спуска затвора и перемотки пленки - теперь при нажатии на кнопку срабатывал затвор и производился снимок, а при отпускании кнопки пленка автоматически перематывалась на один кадр и взводился затвор. Один полный взвод внутренней пружины обеспечивал в "Аякс-9" до 15 фотоснимков, однако с течением времени пружина становилась менее упругой и количество снимков на один взвод пружины уменьшалось на один и даже два кадра. Кроме объектива А-1, на "Аякс-9" также устанавливался новый объектив А-4 с улучшенными оптическими параметрами.


Фотоаппарат "Аякс-9" с объективом А-1

Были разработаны новые специальные кассеты для быстрой перезарядки камеры "Аякс-9" на свету; эти нестандартные кассеты вмещали 600 мм неперфорированной фотопленки шириной 21 мм. В комплект аппарата теперь входил новый резак, позволявший быстро и точно нарезать заранее выбранную фотопленку в полной темноте. "Аякс-9" оснащался улучшенным механизмом затвора, обеспечивавшим большую стабильность выдержек, чем у предыдущей модели. Для фотоаппарата "Аякс-9" было изготовлено новое дистанционное управление с плавным спуском затвора, что было особенно важным во время фотосъемки "на ходу".


Фотоаппарат "Аякс-9" с объективом А-4

Основные параметры фотокамеры "Аякс-9"
Наименование Аякс-9
Тип Специальная портативная камера для негласной фотосъемки
Объектив A-1, 1:4,5/28 мм и A-4 1:2/28 мм
Дистанция съемки 2 - 8 метров
Угол поля зрения объектива 56°
Диафрагма 4,5; 6,3; 9,0; 18 с объективы А-1
Фотопленка 21 мм шириной, неперфорированная
Размер кадра 18 x 24 мм
Чувствительность фотопленки 60 - 180 единиц ГОСТ
Затвор Двухлепестковый
Выдержка 1/10, 1/30 и 1/100 секунды
Кассета Специальная, разборная на 60 см фотопленки, на 15 кадров
Механизм транспортировки Пружинный, с предварительным взводом
Усилие на спусковой кнопке 650 гр.
Габариты 85 x 59 x 23 мм
Вес 250 гр. без объектива
Начало выпуска 1949 г.

В 1950 г. стараниями разработчиков и конструкторов появляется новая модель "Аякс-10", в которой были сделаны следующие доработки:
- новая пружина прижимного столика кадрового окна, обеспечившая более равномерную фиксацию фотопленки перед съемкой, после перемотки предыдущего кадра;
- новое покрытие внутренних поверхностей аппарата для снижения количества царапин на эмульсионном слое фотопленки;
- улучшенная форма рукоятки установки значения выдержки;
- повышена надежность работы основных узлов и частей фотоаппарата.


"Аякс-10" с механизмом дистанционного управления прикрытия "Пуговица"

Следующая модификация "Аякс-11" появилась в 1951 году уже после нескольких лет практического оперативного использования новой серии фотоаппаратов. Эта модель обладала большей надежностью и стабильностью работы всех основных узлов и деталей. Она стала более удобной в эксплуатации, в частности, появился удобный рычаг установки значения выдержки и счетчик кадров. "Аякс-11" стал давать более качественные негативы. Конструкторы добились значительного снижения шумов работы затвора и механизма перемотки пленки. "Аякс-11" прошел многочисленные испытания, получил положительные отзывы оперативного состава МГБ, после чего было решено передать эту модель на завод в Красногорске, в новый специальный цех для изготовления секретной фототехники.


Фотоаппарат "Аякс-11" перед передачей на Красногорский завод для серийного выпуска

Основные параметры фотокамеры "Аякс-11"
Наименование Аякс-11
Тип Специальная портативная камера для негласной фотосъемки
Объектив A-1, 1:4,5/28 мм и A-4 1:2/28 мм
Дистанция съемки 2 - 8 метров и до бесконечности
Диафрагма (полная) 1:4,5 и 1:2 с объективами А-1 и А-4
Фотопленка 21 мм шириной, неперфорированная
Размер кадра 18 x 24 мм
Чувствительность фотопленки 65 - 400 единиц ГОСТ
Затвор Центральный
Выдержка 1/10, 1/30, 1/100 секунды и "B" - ручной режим
Счетчик кадров Встроенный, стрелочный
Кассета Специальная, разборная на 60 см фотопленки, на 15 кадров
Механизм транспортировки Пружинный, с предварительный взводом на 12 кадров
Габариты 77 x 41 x 55 мм
Вес 180 гр. без объектива
Начало выпуска 1951 г.

В 1952 г. Красногорский завод начал серийный выпуск специальных фотоаппаратов "Аякс-12", которые получили заводской индекс Ф-21 и серийный номер, первые цифры которого на некоторых сериях фотоаппаратов указывали на год изготовления. Никаких фирменных знаков завода-изготовителя или клейм на фотоаппарат, как и на всю специальную продукцию для МГБ и затем для КГБ, не ставилось. Только в 1989 году коммерческая версия "Аякса-12", получившая название "ZENIT MF-1", имела на передней панели фирменное заводское клеймо, поскольку эта модель предназначалась для продажи на потребительском рынке.

Счетчик кадров нового "Аякс-12" имел механизм установки указателя на "ноль". В заводской комплект поставки фотоаппарата входили:
1) Фототросик дистанционного управления;
2) Четыре кассеты для фотопленки, по две в специальной металлической укладке;
3) Улучшенная модель резака для фотопленки;
4) Пластмассовый бачок для полного цикла обработки экспонированной пленки.


Фотоаппарат "Аякс-12" и футляр для двух кассет

Перезарядку фотоаппарата "Аякс" мог производить сам сотрудник заранее подготовленными кассетами. Фотографическая обработка пленок и снаряжение кассет производились в специальных фотолабораториях оперативных подразделений и отделов.


Специальный фотобачок для обработки пленки "Аякса" и тросик управления

Изготовление фотопленки для "Аякса" производилось с помощью специального резака. Обычная 35 мм кинопленка, тип 135, устанавливалась в приемную щель резака и путем вращения рукоятки подавалась на режущие элементы. С помощью зубчатого барабана производился отсчет требуемого количества кадров, после чего вращение рукоятки останавливалось стопором. При нажатии на боковой рычаг необходимая для зарядки фотоаппарата часть пленки длиной 60 см отрезалась, оставшиеся отрезанные части выбрасывались. Все изложенные действия производились в полной темноте; при этом резак обеспечивал автоматически все необходимые этапы подготовки и точной нарезки пленки. Рекомендовалось перед началом работы в темноте произвести тренировки с резаком на свету.


Кассета для "Аякса" и специальный резак

Основные параметры фотокамеры "Аякс-12"
Наименование Аякс-12, заводское наименование "Ф-21Т"
Тип Специальная малогабаритная фотокамера
Объектив ОФ-28Т, 1:2,8/28
Дистанция съемки 2 - 8
Угол поля зрения объектива 56°
Фотопленка Специальная А-2
Разрешение 20-47 лин/мм при полной диафрагме на расстоянии 5 метров
Размер кадра 18 x 24 мм
Чувствительность фотопленки 65, 180, 250 и 500 единиц ГОСТ
Затвор Центральный, диафрагма объектива ирисовая
Выдержка 1/10, 1/30, 1/100 секунды и "B" - ручной режим
Кассета Специальная, на 60 см фотопленки, на 15 снимков
Механизм транспортировки Пружинный, с предварительный взводом на 10-12 кадров
Габариты 77 x 41 x 55 мм
Вес 180 гр.
Начало выпуска 1952-53 гг.

Одним из первых прикрытий к моделям "Аякс" были черная пуговица к пальто, теплой куртке или к пиджаку. Летом также использовалась специальная пряжка с брючным ремнем, состоявшая из двух изделий:
а) пояс-бандаж, сшитый из мягкой ткани с карманом для фотоаппарата и отверстием под объектив;
б) ременная пряжка с полупрозрачным зеркалом и с насадочным кольцом для крепления объектива "Аякса". Позднее вместо зеркальной пряжки стали использовать пряжку-решетку различной конфигурации.

Прикрытия "Ремень" надевалось следующим образом: вначале сотрудник надевал на голое тело пояс-бандаж и плотно застегивал пряжки на спине. Затем в кармана пояса устанавливался "Аякс" таким образом, чтобы его объектив выступал наружу. Через отверстие в бандаже выводился фототросик, который навинчивался на спусковую кнопку фотоаппарата. В рубашке и брюках прорезались отверстия для объектива. Надев брюки, сотрудник одевал пряжку на объектив, пропуская половинки ремня через шлевки брюк и застегивал их сзади или сбоку. Спусковой фототросик выводился в карман брюк.


Фотомодели "Ремень" и "Пальто"

Рубашка и брюки сотрудника должны были выглядеть аккуратно, не иметь небрежного вида и морщин. Ничто не должны было сковывать движения сотрудника. Как правило, прикрытие "Ремень" использовал сотрудник, который не имел избыточного веса и большого живота. Галстук часто завязывался так, чтобы его нижний конец немного закрывал пряжку. При фотографировании сотрудник немного откидывался назад, галстук слегка поднимался и производилась фотосъемка.

Перед "боевыми" съемками сотрудник в обязательном порядке проходил основательный курс подготовки и тренировки для приобретения устойчивых навыков съемки. Наиболее частой ошибкой была неточная наводка на объект по высоте, в результате чего на фотоснимке не было полного объекта, а только ноги, колеса автомашины и пр.

По свидетельству ветеранов, наиболее используемыми "фотомоделями" были пальто и пиджак, которые позволяли точно наводить фотоаппарат на объект съемки. Длительная практика использования "Аякса" давала возможность производить качественную фотосъемку даже в метро, при пониженной или просто плохой освещенности. В этих условиях иногда практиковалось использование выдержки "В" (от руки), позволявшее опытным сотрудникам делать качественные фотоснимки, что считалось настоящей виртуозной работой и отмечалось особо руководством подразделения. Иногда "Аякс" прятали в кулак и производили конспиративную фотосъемку между пальцами рук. Такой необычный прием фотосъемки, конечно же, требовал большой практики и определенной импровизации движений руки с фотоаппаратом в кулаке.

В 1975 году Красногорский завод начал выпускать фотоаппарат со странным названием "Найлон", в качестве основы которого использовался "Аякс-12", но уже имевший новый объектив со встроенным экспонометром на фоторезисторе и новым центральным затвором с электронным управлением. Объектив нового фотоаппарата был сфокусирован на постоянную дистанцию 7 метров. С помощью предварительно устанавливаемой диафрагмы (2,9 5,6 и 16) можно было добиться глубины резкости от 1,3 метра до бесконечности.

Аккумуляторный блок обеспечивал электропитание экспонометра, затвора и мог сниматься для замены или перезарядки. Счетчик кадров отсутствовал, что несколько снижало технические возможности новой модели.


Фотоаппарат "Найлон" с аккумуляторным блоком (в центре) и движком установки чувствительности пленки

Новый затвор "Найлона" вначале работал нестабильно и сотрудникам специального цеха Красногорского завода пришлось его усовершенствовать. Кроме того, не все используемые подразделениями КГБ "фотомодели" для аппаратов "Аякс" позволяли реализовать преимущества новой полуавтоматической камеры, поскольку, например, "Пуговица" полностью закрывала отверстие объектива и во время съемки экспонометр "Найлона" не успевал "отрабатывать" реальную освещенность фотографируемого объекта. Эти недостатки существенно снижали доверие оперативного состава к новому фотоаппарату, который так и не стал полноценной заменой старому проверенному "Аяксу-12" вплоть до момента появления принципиально новой автоматической малогабаритной фотокамеры "Неоцит".

Основные параметры фотокамеры "Найлон"
Наименование Найлон
Тип Специальная полуавтоматическая камера
Объектив Специальный, тип НЛ, 1:2,9/28 мм
Дистанция съемки от 1,3 м - до бесконечности
Угол поля зрения объектива 56°
Диафрагма 2,9; 5,6; и 16
Фотопленка 21 мм, неперфорированная
Разрешение 48/28 линий/мм (центр/край)
Размер кадра 18 x 24 мм
Чувствительность фотопленки 65, 180, 250 и 500 единиц ГОСТ
Затвор Центральный, с электронным управлением
Выдержка 1/15 - 1/250 секунды, с управлением от экспонометра
Кассета Специальная, на 60 см пленки, для 14 снимков
Механизм транспортировки Пружинный, с предварительный взводом
Время перемотки кадра 0,7 сек.
Габариты 77 x 41 x 58 мм
Вес 250 гр.
Начало выпуска 1975 г.

Фотоаппараты серии "Аякс" использовались подразделениями КГБ и МВД, а также другими специальными службами СССР практически до конца 90-ых годов. Спецслужбы стран Варшавского Договора, а также стран третьего мира, стран-друзей и партнеров СССР, не менее активно применяли "Аяксы" в различных оперативных мероприятий, иногда используя отдельные узлы для установки в свои отечественные специальные системы негласного фотографирования. Учитывая большой период эксплуатации, широкую географию применения и огромный практический опыт использования, можно с уверенностью назвать фотоаппарат "Аякс" самым массовым советским специальным фототехническим устройством 20-го века.


Советские фотоаппараты "Аякс", модифицированные технической службой МГБ ГДР


Документальные материалы и фотографии предоставлены частным музеем Keith Melton Spy Museum, Boca Raton, Florida, USA. Авторы благодарят г-на Детлева Врейслебена (Detlev Vreisleben), Германия, за фотографии, использованные в этой статье.

Все права защищены. Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всего содержания сайта или какой-либо его части запрещается без письменного разрешения автора.
Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
Copyright © G.Abramov, 1997-2024