На главную О проекте Ссылки О сотрудничестве Пресса Библиография Поиск Что нового?
-Развитие фотоаппаратостроения в России до 1917 года / Development of a photoindustry in Russia till 1917
-Этапы развития советского фотоаппаратостроения (1917 - 1991) / Stages of development of the Soviet photoindustry (1917 - 1991)
-
- Крупноформатные камеры / Large Format cameras
- Среднеформатные камеры / Medium Format Cameras
- Панорамные фотоаппараты / Panoramic Cameras
- Стереокамеры / Stereo Cameras
- Фотокамеры одноступенного процесса / Instant Film Cameras
- Миниатюрные и полуформатные камеры / Miniature Cameras
- 35мм шкальные фотоаппараты / 35 mm Non RF Cameras
- 35мм дальномерные фотоаппараты / 35 mm RF Cameras
- 35мм зеркальные фотоаппараты / 35 mm SLR Cameras
- Камеры специального назначения / Special Cameras
-
- Аэрофотокамеры / Aerial Cameras
- Армейские камеры / Army cameras
- Камеры для разведцелей / Spy Cameras
-
- "Музей истории шпионской техники" Кита Мэлтона / H.Keith Melton, Historical Espionage Equipment, Jupiter, Florida, USA
- "Музей шпионажа", Анна Тарасова / "Espionage Museum", Anna Tarasova
- Специальный фотоаппарат "ЗОЛА" / Special chamber "Zola"
- Портативная копировальная фотокамера "Заслон" / Portable copy chamber "Zaslon"
- "Чем боялись испачкать руки советские разведчики?", из истории специальной техники / "Than were afraid to soil hands the Soviet spies?", from a history of special engineering
- Получение микроизображения (микроточки) / Preparation of microdot
- "УФА" - первая советская спецфотокамера? / "UFA" - first soviet spy camera?
- Из истории создания первого советского специального фотоаппарата "Аякс" / From a history of creation of first Soviet special camera "Ajax"
- Микрофотокамера "Зодчий" / Micro camera "Zodchii"
- Советский "Минокс" - фотокамера "Точка-58" / Soviet "Minox" - Camera "Tochka-58"
- Фотокамера прокатки "Алыча" / Copy-camera "Alycha"
- Копировальная установка "С-75" / Copy equipment "C-75"
-О чем молчал Ким Филби? / About what was silent Kim Filbi?
-Кто же был "впереди планеты всей" - КГБ или ЦРУ? / Who was "ahead of a planet of all" – KGB or CIA?
-Верный Друг Большого Русского Друга / Loyal friend of the Big Russian Friend
-Специальные киноаппараты КГБ / Special movie cameras of KGB
-Фотоаппараты компромата / Compromising evidence cameras
-Фотокамеры для негласной съемки "Циния", "Зола", "Москва-5" / Cameras for secret shooting of "Tsiniya", "Zola", "Moscow-5"
-Фотокамеры прокатки / Copy cameras
-Микрофотокамеры "Загадка" и "Залив" / Micro cameras "Zagadka" and "Zaliv"
-Специальные переносные фотоустановки для копирования документов / Special figurative cameras mounting for copying of documents
- Камеры для электрофотографии / Cameras for electrophotography
-Медицинская техника / The medical phototechnics
-Регистрирующие фотокамеры / The registering cameras
- Непромышленные камеры / Hand Made Cameras
- Принадлежности / Accessories
- Оптика / Lenses
- Дополнительные материалы, часть II / Additional materials, part II
-Логотипы оптико-механических заводов / Logos of the Enterprises

 

 

 

 

       
Рассылки Subscribe.Ru
  "История  отечественного  фотоаппаратостроения"  

06-12-2019 16:46:13

Фотокамеры для негласной съемки "Циния", "Зола", "Москва-5"

Текст, фото и рисунки из архива музея Keith Melton Spy Museum

Наличие в арсенале КГБ спецаппарата "Аякс-12" не решало полностью задач негласной фотосъемки, поскольку малый размер негатива не всегда позволял четко фиксировать удаленные объекты и детали их окружения на дистанциях 7 - 15 м и далее. В 1955 г. конструкторы НИЛ-11 решили использовать для оперативных целей серийную фотокамеру "Зоркий-6", зарекомендовавшей себя как надежная аппаратура с достаточно высокими фото- и оптическими характеристиками. Для установки и применения в камуфляжах "Зоркий-6" был оборудован пружинный взводом для непрерывной съемки не менее 8 кадров. Также изменилась конструкция фильмового канала, что позволило разместить специально разработанный объектив ИК-75ЛМ в торцевой части фотокамеры. В КГБ новой фотокамере было присвоено кодовое наименование "Циния" (заводской индекс С-206).

Фото 1-1. Фотоаппарат "Циния" с торцевым объективом ИК-75ЛМ и боковым взводом рабочей пружины Фото 1-2. Камуфляж "Кожаная папка" с механизмом спуска затвора

Наиболее популярными фотомоделями для "Цинии" явились самые ходовые ручные предметы тех лет, такие как мягкая кожаная папка для бумаг и стандартный атташе-кейс с пластиковыми стенками. Для кожаной папки был сконструирован специальный механизм конспиративного управления фотосъемкой. Внутри папки, в нижней ее части, был установлен механизм, при нажатии на боковой рычаг которого специальные шторки раздвигали боковой (не зашитый) шов папки, расположенный напротив объектива фотоаппарата. Момент полного раскрытия шва совпадал со спуском затвора и фотосъемкой. При отпускании рычага шов закрывался, происходил взвод затвора и перемотка пленки на один кадр.
Сотрудник, производящий съемку объекта, мог в укромном месте открыть папку для установки требуемой выдержки, диафрагмы и дистанции фотографирования. Кроме того, в папке было достаточно места для размещения таких предметов, как журналы, газеты и не тяжелые книги. Можно было доставать эти предметы даже на виду у объекта фотосъемки, чтобы не вызывать сомнений в использовании папки.
Камуфляж "Кожаная папка" оказался самым эффективным прикрытием для негласного фотографирования, поскольку давал возможность делать "прицельные" снимки - папка могла уверенно удерживаться подмышкой локтевым суставом, а также одной или двумя руками за нижнюю часть, где размещался механизм спуска затвора. Это позволяло довольно жестко фиксировать направление фотосъемки и после необходимой тренировки получать качественные фотоснимки с требуемым разрешением.

Технические характеристики фотоаппарата "Циния"
Наименование, тип Специальная 35-мм камера для негласной фотосъемки
Объектив Специальный тип ИК-75ЛМ 1:3,5 /75 мм
Дистанция съемки От 5м и до бесконечности
Диафрагма 3,5 регулируется прикрытием
Фотопленка Стандартная 35-мм
Размер негатива 24 х 36 мм
Затвор Центральный, с электронным управлением
Выдержка 1/30, 1/125, 1/500 и "B"
Кассета Стандартная на 36 кадров
Механизм подачи пленки Пружинный, с предварительным взводом на 15 кадров
Габариты 77 x 55 x 41 мм
Вес 650 г (без кассеты)
Изготовлено 1955 г.


Фотографирование спецаппаратом "Циния"

В середине 1970 гг. советские спецслужбы получили новый фотоаппарат для негласной фотосъемки. Это изделие не было полностью новой разработкой и являлось модернизацией фотоаппарата "Циния", модели уже известной и популярной среди оперативных сотрудников. Новая камера с кодовым наименованием "Зола" стала первым специальным полноформатным (35-мм) фотоаппаратом с электронным управлением затвора. Это было огромным шагом вперед в сфере использования специальной фототехники, поскольку сотрудники, производя конспиративную фотосъемку в ходе мероприятия, часто не успевали менять значение диафрагмы объектива или выдержки затвора в условиях резко изменяющейся освещенности, когда объект фотосъемки заходил, например, в метро, или с солнечной стороны улицы переходил на затемненную её часть. Новый аппарат "Зола" позволял не беспокоиться о выдержке, которая могла автоматически меняться в зависимости от показаний встроенного экспонометра. В качестве чувствительного элемента в экспонометре использовался фоторезистор.


Фото 1-3. Фотоаппарат "Зола" с основными элементами управления

"Зола" была сконструирована для использования в двух вариантах размещения объектива - прямым и угловым. В соответствии с этим в комплект аппарата входили два одинаковых объектива ИК-75ЛМ с элементами прямого и углового крепления, которые по специальным "салазкам" вдвигались в центр верхней части корпуса и фиксировались винтами. Для установки дистанции съемки при размещении "Золы" внутри камуфляжа объектив оснащался внешним зубчатым кольцом для совмещения с приемной частью механизма спуска затвора.
"Зола" также имела модернизированный пружинный механизм транспортировки пленки и взвода затвора. Полностью взведенная пружина могла обеспечить автоматическую съемку до 17 кадров. Однако с течением времени пружина "Золы" слабела и уже не могла "прокрутить" указанное в паспорте количество кадров. Опытные оперативно-технические сотрудники, зная слабости пружинных фотоаппаратов, рекомендовали оперативному составу не заводить до конца рабочую пружину пленки, что еще более уменьшало количество фотоснимков между двумя взводами.


Фото 1-4. Камера "Зола" внутри камуфляжа "Атташе-кейс", у боковой его стенки. Фотоаппарат закреплен внутри механизма управления затвором. Справа видны разъемы электромагнитной системы дистанционного управления спуском затвора.

В камуфляжах "Атташе-кейс" для аппаратов "Зола" использовался электромагнитный механизм спуска затвора с выносной кнопкой, расположенной на внутренней части ручки "атташе-кейса". В качестве источника питания применялись 6 батареек типа "Сатурн". Внутри камуфляжа механизм спуска затвора и блок питания закрывались легкими картонными крышками для маскировки во время кратковременного открытия портфеля.

Технические характеристики фотоаппарата "Зола"
Наименование, тип Специальная 35-мм камера для негласной фотосъемки
Объектив ИК-75ЛМ 1:3,5 /75 мм с угловой призмой 32 градуса.
Дистанция съемки От 5 м и до бесконечности
Диафрагма 1: 3,7 регулируется величиной отверстия камуфляжа
Фотопленка Стандартная 35-мм
Размер негатива 24 х 36 мм
Затвор Шторный, с электронным управлением
Выдержка 1/30 - 1/500, устанавливается автоматически экспонометром
Кассета Стандартная на 36 кадров
Электропитание экспонометра 4 аккумулятора типа Д-0,06
Механизм подачи пленки Пружинный, с предварительным взводом на 15 - 17 кадров
Габариты 120 x 95 x 45 мм
Вес 650 г (без кассеты)
Изготовлено Начало 1970 гг.

Глубина резкости объектива задавалась фактическим отверстием камуфляжа. Некоторые модели камуфляжей имели небольшой диапазон ручной предварительной установки, для чего было необходимо найти укромное место, открыть портфель и передвинуть рычаг механизма установки диафрагмы на требуемое значение. Камуфляж "Кожаная папка" позволял это делать более удобно и быстро.

Следует отметить, что в 1950 гг., кроме серийных фотосистем, в технических подразделениях КГБ (а также и МВД) практиковали изготовление единичных и даже мелкосерийных "фотомоделей" для негласного фотографирования. В качестве камуфляжей использовались самые ходовые предметы того времени - портфели, папки, саквояжи, куда устанавливались наиболее популярные фотокамеры того времени. В качестве примера приводим описание несерийного камуфляжа "саквояж" со встроенной фотокамерой "Москва-5" для получения негативов 6 х 9 см, а также 6 х 6 см при использовании дополнительного вкладыша в фильмовой канал.


Фото 1-5. Фотоаппарат "Москва-5" в камуфляже "саквояж"

Фотографирование производилось через боковую сторону саквояжа, оборудованную раздвигающимися в момент съемки шторками. Управление шторками производилось специальным электромагнитным механизмом с автономным электропитанием. Кнопка спуска затвора и открывания шторок была выведена около ручки и совмещена с планкой замка саквояжа.

Технические характеристики фотоаппарата "Москва-5"
Наименование, тип Стандартная фотокамера для съемки на среднеформатную пленку
Объектив "Индустар-24" 3,5/105 мм
Дистанция съемки От 1,5 м и до бесконечности
Диафрагма 3,5 - 32
Фотопленка Среднеформатная 120 мм
Размер негатива 60 х 60 или 60 х 90 мм
Затвор Центральный, межлинзовый
Выдержка 1 - 1/125 и "В" от руки
Кассета Среднеформатная катушка на 8 или 12 кадров
Механизм взвода затвора Пружинный, с предварительным взводом на 15 кадров
Габариты 165 х 125 х 130 в рабочем состоянии
Вес 1180 г с футляром
Изготовлено Середина 1950 гг..

Фото 1-6. Боковая сторона камуфляжа со шторками

Перед каждой съемкой необходимо было открывать саквояж и взводить затвор, а также перематывать фотопленку на один кадр. Это в значительной степени снижало оперативные возможности этой фотосистемы. Однако среднеформатный негатив при правильно подобранной экспозиции давал возможность получать высококачественные снимки, используемые для оперативного опознания объекта.


Все права защищены. Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всего содержания сайта или какой-либо его части запрещается без письменного разрешения автора.
Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
Copyright © G.Abramov, 1997-2019