На главную О проекте Ссылки О сотрудничестве Пресса Библиография Поиск Что нового?
-Развитие фотоаппаратостроения в России до 1917 года / Development of a photoindustry in Russia till 1917
-Этапы развития советского фотоаппаратостроения (1917 - 1991) / Stages of development of the Soviet photoindustry (1917 - 1991)
-
- Крупноформатные камеры / Large Format Cameras
- Среднеформатные камеры / Medium Format Cameras
- Панорамные фотоаппараты / Panoramic Cameras
- Стереокамеры / Stereo Cameras
- Фотокамеры одноступенного процесса / Instant Film Cameras
- Миниатюрные и полуформатные камеры / Miniature Cameras
- 35мм шкальные фотоаппараты / 35 mm Non RF Cameras
- 35мм дальномерные фотоаппараты / 35 mm RF Cameras
- 35мм зеркальные фотоаппараты / 35 mm SLR Cameras
- Камеры специального назначения / Special Cameras
-
- Армейские камеры / Army Cameras
- Аэрофотокамеры / Aerial Cameras
- Камеры для разведцелей / Spy Cameras
-
- "Музей истории шпионской техники" Кита Мэлтона / H.Keith Melton, Historical Espionage Equipment, Jupiter, Florida, USA
- "Музей шпионажа", Анна Тарасова / "Espionage Museum", Anna Tarasova
- Специальный фотоаппарат "ЗОЛА" / Special chamber "Zola"
- Портативная копировальная фотокамера "Заслон" / Portable copy chamber "Zaslon"
- "Чем боялись испачкать руки советские разведчики?", из истории специальной техники / "Than were afraid to soil hands the Soviet spies?", from a history of special engineering
- Получение микроизображения (микроточки) / Preparation of microdot
- "УФА" - первая советская спецфотокамера? / "UFA" - first soviet spy camera?
- Из истории создания первого советского специального фотоаппарата "Аякс" / From a history of creation of first Soviet special camera "Ajax"
- Микрофотокамера "Зодчий" / Micro camera "Zodchii"
- Советский "Минокс" - фотокамера "Точка-58" / Soviet "Minox" - Camera "Tochka-58"
- Фотокамера прокатки "Алыча" / Copy-camera "Alycha"
- Копировальная установка "С-75" / Copy equipment "C-75"
-О чем молчал Ким Филби? / About what was silent Kim Filbi?
-Кто же был "впереди планеты всей" - КГБ или ЦРУ? / Who was "ahead of a planet of all" – KGB or CIA?
-Верный Друг Большого Русского Друга / Loyal friend of the Big Russian Friend
-Специальные киноаппараты КГБ / Special movie cameras of KGB
-Фотоаппараты компромата / Compromising evidence cameras
-Фотокамеры для негласной съемки "Циния", "Зола", "Москва-5" / Cameras for secret shooting of "Tsiniya", "Zola", "Moscow-5"
-Фотокамеры прокатки / Copy cameras
-Микрофотокамеры "Загадка" и "Залив" / Micro cameras "Zagadka" and "Zaliv"
-Фотокамера "Неоцит" / Camera "Neocit"
-Специальные переносные фотоустановки для копирования документов / Special figurative cameras mounting for copying of documents
-Модель "ЛОМО-35 МШ" / Model "LOMO-35 MSh"
-Кинокамера "Оса" / Film camera OSA
- Камеры для электрофотографии / Cameras for electrophotography
-Космические камеры / Space Cameras
-Медицинская техника / The medical phototechnics
-Регистрирующие фотокамеры / The registering Cameras
-Специальные установки для макрофотографии / Special settings for macrophotography
- Непромышленные камеры / Hand Made Cameras
- Принадлежности / Accessories
- Оптика / Lenses
- Дополнительные материалы, часть II / Additional materials, part II
-Логотипы оптико-механических заводов / Logos of the Enterprises

 

 

 

 

   
       

19-04-2024 16:15:42

Фотоаппараты компромата

Текст, фото и рисунки из архива музея Keith Melton Spy Museum

В ХХ веке фототехника активно использовалась спецслужбами для получения компрометирующих фотографий в общем ряду с киносъемкой, видеосъемкой и записью акустической информации. Оперативные мероприятия с целью дискредитировать человека и заставить его затем действовать с интересах конкретной спецслужбы, как правило, тщательно планировались, организовывались и проводились как хорошо отрепетированные спектакли, где в финальной части "герой", в отличии от театральной сцены, не выходил счастливый к зрителям "на поклоны и цветы", а зачастую думал о том, а как теперь жить дальше?

Советская контрразведка и разведка активно использовали мероприятия по компрометации объектов оперативного интереса в довоенный и военный периоды, а также весьма активно в период холодной войны. Целями таких мероприятий были в большинстве своем иностранцы, члены делегаций, сотрудники торговых и дипломатических миссий, а также советские граждане, занимавшиеся противозаконной деятельностью и попавшие под бдительное око госбезопасности для последующего возможного использования в качестве внутренней агентуры, а также для передачи дел в суд. В большинстве мероприятий получения компрометирующих фотоснимков использовалась классическая формула "алкоголь плюс секс", которая активно применялась как оперативными сотрудниками центрального аппарата КГБ, так и офицерами территориальных подразделений.

В обширной оперативной практике КГБ были случаи, когда компрометирующий материал не "срабатывал", что было следствием недостаточного изучения иностранца - объекта разработки. Так, например, один "уникальный объект" сумел убедить оперативников КГБ, что предъявленные ему фотоснимки пикантных постельных сцен в обществе специально подосланных ему в отель женщин, произведут на супругу иностранца эффект необычного подарка. По словам "объекта компромата", они с женой были страстными любителями порно снимков. Для оперативников такой поворот финальной части мероприятия оказался совершенно неожиданным. В результате иностранец вежливо отказался от какого-либо сотрудничества и попросил подарить "на память" копии прекрасно сделанных фотоснимков.

На разборке итогов этого "прокола" от генерала-руководителя досталось всем, кроме оперативно-технических сотрудников, полностью выполнивших поставленные перед ними задачи - скрытое или негласное фотографирование (иногда использовался термин "документирование") действий иностранца в заранее подготовленном помещении, как правило, в городской квартире, номере гостиницы, элитном загородном клубе или в специальном охотничьем домике.

В результате бурного развития фототехники в послевоенный период в арсенале спецслужб появились специальные стационарные фотокамеры, которые были рассчитаны на автоматическую фотосъемку в течении длительного периода времени. Как правило, такие фотокамеры имели часовой механизм, который позднее заменили на электронный таймер, обеспечивающий по-кадровое фотографирование, например, каждые 5, 10, 15 секунд и более.

Понятно, что для длительной фотосъемки обычные фотокассеты не подходили и потому эти специальные фотокамеры имели особые кассеты на 100, 200, 400 и более кадров, что давало возможность фиксировать действия важного объекта в течение нескольких часов и даже дней.

Подобного рода фототехника всегда размещалась внутри интерьера комнаты, в предметах, таких как цветочные и декоративные вазы, настенные украшения и картины, в элементах мебели и в конструктивных особенностях комнаты - пустотелые "фальшивые" перекрытия и выступы, настоящие или специально изготовленные вентиляционные отверстия и др.

Фото 1. Камуфляж "Цветочная тумба" для фотоаппарата "Забег" с таймером. Фотографирование производилось через боковые декоративные решетки. 1970-ые гг.

Специальная фототехника заранее устанавливалась в предварительно подобранные камуфляжи-прикрытия, которые оборудовались как для многократного использования - в этом случае должен был быть обеспечен легкий доступ для смены фотокассеты, так и для одноразового применения. Сотрудники, отвечавшие за все технические этапы выбора и подготовки камуфляжа, установку фотокамеры и проверку ее эффективной работы, часто использовали термин "закладные фотоаппараты", которые "закладывались" в заранее готовые места (камуфляжи, прикрытия) для проведения скрытой фотосъемки.

В начале 1950 гг. был разработан один из первых "закладных" стационарных фотоаппаратов этого направления "Лавр", затем появились его модификации "Лавр-5" и "Лавр-6". В конце 1950 г. появилась фотокамера "Жимолость", а затем "Морозник". В комплекты этих аппаратов уже входили не только различные объективы, но и оптические насадки, позволявшие производить негласную фотосъемку через предварительно сделанные отверстия в стенах, полах и потолках соседних помещений. К сожалению, авторам не удалось отыскать фотографии этих камер или их описания. Однако эти фотокамеры послужили основой для создания в 1970 гг. одного из самых удачных стационарных фотоаппаратов "Забег", который длительное время использовался оперативными подразделениями разведки и контрразведки КГБ.

Надежная, автономная и бесшумная работа "Забега", возможность по-кадрового фотографирования в течении длительного времени сделали "Забег" одним из лучших советских спецаппаратов. Небольшие габариты и высокие фототехнические параметры камеры были весьма удобными для размещения в самых различных камуфляжах - в цветочных горшках и декоративных вазах, настольных часах и в различных предметах интерьера и декорирования комнаты, кабинета или гостиничного номера.


Фото 2. Основные узлы и элементы фотокамеры "Забег". В качестве камуфляжа использовалось основание настольной лампы с декоративными отверстиями.

В аппарате "Забег" была предусмотрена возможность автоматической установки скорости затвора в зависимости от освещенности помещения. В качестве измерителя экспонометра использовался фоторезистор с креплением в виде кольца, которое устанавливалось на основании объектива.

Фотографировал "Забег" автоматически с помощью пульта управления, с помощью которого задавались все необходимые по плану мероприятия параметры. Часовой таймер задавал время начала фотографирования, например, через определенный период от 15 минут до 12 часов (см. фото). С помощью правой рукоятки пульта управления устанавливался цикл съемки - фотографирование каждые 5 - 15 - 30 - 60 секунд. Левой рукояткой с делениями 1,2, 3 и 4 могла устанавливаться чувствительность используемой в аппарате фотопленки в относительных единицах - 32, 45, 140, 250 ед. ГОСТ или 50, 100, 200, 400 ASA. Световые индикаторы "съемка" и "перемотка" показывали офицеру-технику режимы работы фотоаппарата в период его настройки перед установкой в камуфляж.

По своим техническим и оперативным параметрам "Забег" представлял собой полностью автономную систему для негласного фотографирования из камуфляжа, с автоматической выдержкой, контролируемой в зависимости от освещенности помещения, измеряемой с помощью фоторезистора. Работа "Забега" обеспечивалась своими источниками электропитания, емкость которых заранее подбиралась в зависимости от длительности мероприятия.

При планировании операций с применением "Забега" учитывалось время, отведенное на подготовку мероприятия, которое должно было позволить изготовление оригинального камуфляжа или доработку уже имеющегося в комнате предмета подходящих размеров для размещения фотокамеры и пульта управления.

Технические характеристики фотоаппарата "Забег"

Наименование, тип Специальная камера для стационарной негласной фотосъемки
Объектив 1:2,4/9 мм и 1:7/20 мм
Дистанция съемки 2 - 8 метров
Диафрагма 1,5 и 10 мм
Таймирование съемки Каждые 5, 15, 30 или 60 сек.
Включение ДУ фотоаппарата Таймер-часы с предварительной установкой от 15 минут до 20 часов
Фотопленка 12 мм тип ЗП-80, Ilford HP5 предварительно нарезанная
Чувствительность фотопленки 32, 45, 130, 250 ед. ГОСТ или 50, 100, 200, 400 ASA
Размер кадра 10,5 х 15 мм
Затвор Шторный с электронным управлением
Выдержка Автоматическая или ручная 1, 1/4, 1/30 сек
Измеритель освещенности Фоторезистор с кольцевым креплением на объективе
Кассета На 190 или 350 кадров в зависимости от толщины пленки
Механизм подачи пленки Электродвигатель с электронным управлением
Уровень шума 30 dB на расстоянии 0,5 метра
Электропитание 5 аккумуляторов типа РЦ-53
Габариты 155 х 35 х 35 мм
Вес 800 гр.
Изготовлено Конец 1970 гг.

В оперативной практике часто возникали ситуации, когда время на подготовку камуфляжа было крайне ограничено и оперативно-технический сотрудник использовал такие предметы, как небольшие чемоданы, сумки с твердыми стенками и даже пустые картонные коробки. В стенках этих предметов было достаточно просто сделать небольшое отверстие для объектива, а также удобно закрепить с помощью резиновых растяжек или термо-клея корпус фотоаппарата, пульт управления и соединительные кабели.

Такие "быстрые" камуфляжи устанавливались, как правило, на шкафах, на верхних книжных полках и в других местах, откуда возможен был максимальный угол фотографирования, например, беседы объектов или их передвижения по комнате.

Стационарные фотокамеры "Забег" часто использовались для получения фотоснимков компрометирующего содержания, когда в качестве основной цели оперативного мероприятия было создание ситуации, которая в дальнейшем могла быть использована как основа вербовки. На Рис. 5 показана интимная встреча иностранного военнослужащего с женщиной - агентом КГБ. Фотокамера "Забег", размещенная в настенной деревянной фигуре-камуфляже, периодически фиксировала все обстоятельства этого свидания в гостинице. В ближайшем номере располагался оперативный пост КГБ, из которого велся акустический контроль гостиничного номера и запись разговоров агента с объектом возможной вербовки.


Рис. 5. Фотографирование аппаратом "Забег" в номере гостиницы

Знаменитые московские гостинцы советского периода, такие как "Россия", "Космос", "Москва" и "Националь", имели часть номеров, специально оборудованных для негласного наблюдения за действиями иностранцев, их гостей, а также для фотографирования и акустического контроля. В этих гостиницах технические подразделения КГБ использовали различные способы негласной фотосъемки.


Фото 6. Фотографирование с помощью зеркала

Наиболее старой, проверенной годами была система зеркал установленных под разными углами, которые давали возможность фотографировать действия объекта в номере гостиницы, используя обычную, "ручную" фотосъемку. Такая система позволяла применять профессиональные отечественные или импортные фотокамеры, дававшие высококачественные фотоснимки.

Во время фотографирования звук срабатывания затвора следовало "прикрывать" музыкой проигрывателя или телевизора, что заранее обеспечивалось одним из участников мероприятия.

На рисунке 5-6 показан вариант фотографирования через специально подобранное вентиляционное отверстие, расположенное напротив большого зеркала. Опергруппа располагалась в соседнем служебном помещении, доступ в которое имелся только у сотрудников КГБ, обслуживающих гостиницу.

Часто в практике спецслужб возникали задачи негласного фотографирования в служебных и жилых помещениях, используя предварительно оборудованные отверстия в потолочном перекрытии. Для этих целей применялись специальные фото объективы с трубками-удлинителями. Длина таких фотосистем доходило до 1 м. и более, а заканчивалось оптическим отверстием 0,8 мм.


Фото 7. Оптическая система "Нивея" с фотоаппаратом "Циния" для негласной фотосъемки через потолочные перекрытия или смежные стены

Для сверления отверстий в перекрытиях сотрудники КГБ использовали специально созданные системы, имевшие в своем составе малошумящие пневматические турбинные дрели, укомплектованные сверлами с особо твердыми наконечниками и необходимым количеством трубок-удлинителей. Требуемая длина отверстия определялась путем измерения конструкций схожих помещений.


Фото 8. Специальный комплект для сверления отверстий

В дальнейшем подразделения КГБ стали использовать "пескоструйную" дрель "Керн", в которой мелкодисперсные частицы под большим давлением бесшумно могли сделать отверстия в любых строительных и отделочных материалах - бетоне, плитке, штукатурке и даже в стекле.


Рис. 9. Изготовление отверстия в потолочном перекрытия с помощью пескоструйной системы для фотоаппарата "Циния" со специальным объективом "Ленок"

По мере развития оптики для негласной фотосъемки стали практиковать использование гибких светопроводов-объективов, с помощью которых удавалось фотографировать через потолочные перекрытия без предварительного сверления, при котором была определенная вероятность расшифровки всего мероприятия.

В качестве примера использования специальной фототехники может служить эпизод из оперативной практики КГБ, когда в 1980-ые гг. агентурным путем была получена информация о сотруднике режимного предприятия "Л", который выходные дни постоянно проводил на своей загородной даче, где фотографировал какие-то документы. В течение рабочей недели сотрудники оперативно-технической служб КГБ несколько раз посетили дачный домик объекта оперативной разработки и выяснили, что "Л" действительно оборудовал на первом этаже своей даче самодельную установку для фотокопирования документов. В качестве штатива для крепления фотоаппарата использовался стул, на котором была закреплена с помощью самодельного приспособления фото-струбцина. На полу были замечены карандашные отметки, которые "Л", скорее всего, использовал для размещения документов перед началом фотосъемки. Тщательный конспиративный обыск на даче не выявил каких-либо предметов, бумаг и документов служебного или секретного характера, к которым "Л" имел доступ на рабочем месте.

После этого была поставлена задача разработать план проведения негласного фотографирования самого процесса копирования "Л" документов в выходные дни. Для этого было решено воспользоваться чердачным пространством, где имелась небольшая комната, в которой можно было разместить технику негласного фотографирования и укрытие для оперативно-технических сотрудников. Конструкция чердачного перекрытия имела пустоты, через которые удалось протащить гибкий световод-объектив, который позволял просматривать место, где "Л" собирался фотографировать, а также фиксировать все действия "Л" с помощь аппарата "Циния".

Негласное наблюдение за "Л" показало, что он ведет себя осторожно и даже предпринимает попытки выявить наличие слежки за ним. В связи с этим было решено не пускать за ним наружку по дороге на дачу, куда "Л" ездил на электричке. Сотрудники наружного наблюдения встретили "Л" около железнодорожной станции, откуда он быстрым шагом направился на дачу.


Рис. 10. Негласное фотографирование действий объекта "Л". Справа сотрудник наружного наблюдения обрабатывает коврик специальным порошком для последующей конспиративной слежки за "Л"

Прибыв на дачу, "Л" сразу достал из своего портфеля фотоаппарат "Практика", который закрепил на самодельном штативе. Наблюдавшие за ним из чердачной комнаты офицеры КГБ зафиксировали все этапы подготовки "Л" к фотосъемке документов. Во время раскладывания документов на полу, оперативники увидели, что "Л" собирается снимать сразу четыре документа на один кадр, что требовало в то время высокой квалификации, наличия фотопленки с высоким разрешением и жесткого фиксирования фотокамеры, для чего "Л" садился на стул, чтобы придать жесткость всей его самодельной конструкции для фотокопирования.

По ходу мероприятия сотрудники наружного наблюдения обработали коврик перед входной дверью специальным веществом из разряда "люминофоров", чтобы в дальнейшем определить адрес в Москве, куда "Л" предположительно привозил и хранил пленки.

Результаты мероприятий сотрудников КГБ по установке московского адреса и действий его обитателей показали, что "Л" оказался втянутым в действия группы диссидентов, которым требовался профессиональный фотограф. Его использовали для фотокопирования рукописных и машинописных материалов антисоветского характера для передачи пленок на Запад через иностранца - сотрудника одного из посольств в Москве.

Тщательное изучение биографии "Л", его образа жизни и психологических особенностей его характера подсказало оперативным сотрудникам Комитета возможность его вербовки. На конспиративной квартире КГБ, куда "Л" пригласили под предлогом работы для другой группы диссидентов, ему были показаны фотоснимки его действий в загородном доме. Вначале "Л" не мог понять, каким образом чекистам удалось его сфотографировать. В свою очередь оперативники выразили удивление и восхищение тем, как "Л" удавалось фотографировать на один кадр сразу четыре документа формата А4, что считалось в кругу фото специалистов КГБ большим техническим достижением. Польщенный столь высокой оценкой, "Л" рассказал чекистам, как он готовил свою необычную фотосистему копирования документов и даже предложил набросать чертеж с расчетами своего штатива. Положительное развитие беседы с "Л" закончилось его согласием на сотрудничество с КГБ в интересах государственной безопасности.


Все права защищены. Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всего содержания сайта или какой-либо его части запрещается без письменного разрешения автора.
Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
Copyright © G.Abramov, 1997-2024