На главную О проекте Ссылки О сотрудничестве Пресса Библиография Поиск Что нового?
-Развитие фотоаппаратостроения в России до 1917 года / Development of a photoindustry in Russia till 1917
-Этапы развития советского фотоаппаратостроения (1917 - 1991) / Stages of development of the Soviet photoindustry (1917 - 1991)
-
- Крупноформатные камеры / Large Format cameras
- Среднеформатные камеры / Medium Format Cameras
- Панорамные фотоаппараты / Panoramic Cameras
- Стереокамеры / Stereo Cameras
- Фотокамеры одноступенного процесса / Instant Film Cameras
- Миниатюрные и полуформатные камеры / Miniature Cameras
- 35мм шкальные фотоаппараты / 35 mm Non RF Cameras
- 35мм дальномерные фотоаппараты / 35 mm RF Cameras
- 35мм зеркальные фотоаппараты / 35 mm SLR Cameras
- Камеры специального назначения / Special Cameras
-
- Аэрофотокамеры / Aerial Cameras
- Армейские камеры / Army cameras
- Камеры для разведцелей / Spy Cameras
-
- "Музей истории шпионской техники" Кита Мэлтона / H.Keith Melton, Historical Espionage Equipment, Jupiter, Florida, USA
- "Музей шпионажа", Анна Тарасова / "Espionage Museum", Anna Tarasova
- Специальный фотоаппарат "ЗОЛА" / Special chamber "Zola"
- Портативная копировальная фотокамера "Заслон" / Portable copy chamber "Zaslon"
- "Чем боялись испачкать руки советские разведчики?", из истории специальной техники / "Than were afraid to soil hands the Soviet spies?", from a history of special engineering
- Получение микроизображения (микроточки) / Preparation of microdot
- "УФА" - первая советская спецфотокамера? / "UFA" - first soviet spy camera?
- Из истории создания первого советского специального фотоаппарата "Аякс" / From a history of creation of first Soviet special camera "Ajax"
- Микрофотокамера "Зодчий" / Micro camera "Zodchii"
- Советский "Минокс" - фотокамера "Точка-58" / Soviet "Minox" - Camera "Tochka-58"
- Фотокамера прокатки "Алыча" / Copy-camera "Alycha"
- Копировальная установка "С-75" / Copy equipment "C-75"
-О чем молчал Ким Филби? / About what was silent Kim Filbi?
-Кто же был "впереди планеты всей" - КГБ или ЦРУ? / Who was "ahead of a planet of all" – KGB or CIA?
-Верный Друг Большого Русского Друга / Loyal friend of the Big Russian Friend
-Специальные киноаппараты КГБ / Special movie cameras of KGB
-Фотоаппараты компромата / Compromising evidence cameras
-Фотокамеры для негласной съемки "Циния", "Зола", "Москва-5" / Cameras for secret shooting of "Tsiniya", "Zola", "Moscow-5"
-Фотокамеры прокатки / Copy cameras
-Микрофотокамеры "Загадка" и "Залив" / Micro cameras "Zagadka" and "Zaliv"
-Специальные переносные фотоустановки для копирования документов / Special figurative cameras mounting for copying of documents
- Камеры для электрофотографии / Cameras for electrophotography
-Медицинская техника / The medical phototechnics
-Регистрирующие фотокамеры / The registering cameras
- Непромышленные камеры / Hand Made Cameras
- Принадлежности / Accessories
- Оптика / Lenses
- Дополнительные материалы, часть II / Additional materials, part II
-Логотипы оптико-механических заводов / Logos of the Enterprises

 

 

 

 

       
Рассылки Subscribe.Ru
  "История  отечественного  фотоаппаратостроения"  

26-06-2019 23:08:35

"Музей шпионажа"

СПРАВКА:

В финском городе Тампере 4 года действует музей шпионажа. В путеводителе к музею даются несколько ориентиров, тем не менее вряд ли какой-нибудь из них поможет Вам его отыскать. Зато ровно в 11 часов пополудни из окна дома напротив Торгового центра (один из ориентиров) появится флагшток, на котором будет висеть черная футболка с заветным номеров 007. Если зайти в подъезд дома и двигаться по проштампованным на ступеньках следам ботинок, они действительно приведут Вас в музей, где можно будет увидеть приборы ночного видения, мини-фотоаппараты, портативные пишущие машинки, кейс Джеймса Бонда, портреты шпионов прошлого и все то, что удалось найти хозяину музея и энтузиасту разведки Экко Турия. «Идея рассказать о шпионаже появилась, потому что мы решили, что разведка это тот вид деятельности, когда всего один человек может достичь потрясающих результатов и даже обеспечить победу целой страны».

Этим летом, которое оказалось богатым на шпионские музеи, в небольшом голландском городке Leeuwarden открылся музей легендарной танцовщицы Маты Хари. Урождённую Маргариту Гертруду Зелли расстреляли как шпионку в конце Первой мировой войны. Мата Хари (Глаз утра) - сценический псевдоним, который она взяла в 1903 году, когда стала танцовщицей в парижском варьете. Основная проблема организаторов музея в том, что за свою короткую и полную событиями жизнь Мата Хари не оставила практически никаких вещей на память потомкам. После казни всё её имущество было отдано кредиторам за долги. Пока посетители музея могут увидеть только фотографии, несколько её писем и две записные книжки.

В июле в Вашингтоне открылся музей истории международной разведки. Музей частный, миллионер Милтон Мальц вложил в проект музея несколько десятков миллионов долларов. Музей занимает 5 зданий в центре города, и включает около 600 экспонатов. Техника в стиле Джеймса Бонда занимает не один зал. Радиопередатчик, скрытый в зубе, приставной нос из арсенала Тони Мендеса - легендарного шефа отдела маскировки ЦРУ, стреляющая губная помада и деревянная шифровальная машинка, служившая американцам во время Гражданской войны, - всё это реально использовавшаяся техника, в существовании которой теперь можно будет легко убедиться.

Помимо развлекательной есть и серьёзная часть экспозиции, повествующая о самых интересных событиях в истории спецслужб мира: можно побывать в воссозданном кабинете Дзержинского, познакомиться с тем, как устроен Берлинский тоннель…

Специальная экспозиция посвящена истории создания советской внешней разведки. Есть там и шифрограмма завербованного советского агента, в своем закодированном донесении он сообщал секретные сведения о базировании советских межконтинентальных ракет. Начиналось это послание так: "Дорогой мой брат! Мы с женой отдыхаем очень хорошо, купаемся два раза в день, а затем идем на массажные процедуры. Мы также принимаем солнечные ванны, в общем, поправляем свое здоровье. Библиотека здесь очень хорошая, много классики, но ее в основном читает жена, а я больше фантастику и приключения..."

Расслабиться после экскурсии можно в кафе или ресторане, а в магазине шпионских игрушек купить любопытную вещицу в подарок. Посещение музея стоит около 10 долларов, и, как сообщают его организаторы, отбоя от туристов нет.

В Улан-Баторе не так давно открылся музей спецслужб Монголии. В экспозиции уже более 500 экспонатов. История спецслужб страны ведётся с 1189 года, когда основатель монгольского государства Чингисхан учредил должность "туршу-улч" - разведчика.

Кроме того, почти каждая уважающая себя спецслужба, в том числе, российская, имеет экспозицию, посвящённую истории ведомства и её достижениям. Что касается России, доступ в эти музеи чаще всего ограничен. Здесь можно назвать музей ФСБ, музей СВР России, музей ГРУ, музей шифротехники при Институте криптографии, связи и информатики Академии ФСБ и еще несколько мест. Исключение составляет открытый для посещения музей ФАПСИ при Военном институте правительственной связи в Орле. 10 залов общей площадью 900 кв. метров вмещают 30 тысяч единиц хранения (в музее ФСБ 2 тысячи экспонатов). По единодушному убеждению всех побывавших там, лучшее из выставленного – коллекция спецтехники для зашифровки правительственной связи.

В Красногорске на территории завода им. Зверева находится музей с уникальным собранием спецфотокамер КГБ, включающий лучшие в истории мировой разведки образцы секретной аппаратуры. Но о существовании коллекции мало кто знает.

В США в отличие от России никакой конспирации вокруг истории разведки нет, наблюдается полная популяризация и романтизация этой темы. До 11 сентября был открыт публике музей ЦРУ, расположенный на территории штаб-квартиры в штате Вирджиния. Туда организовывались туристические экскурсии, и каждый мог поглазеть на знаменитое напольное панно с изображением розы ветров - символом ЦРУ.

Самая крупная в мире коллекция по истории шпионской техники принадлежит американскому миллионеру Киту Мэлтону.

Выпускник Военно-морской Академии США, Кит Мэлтон воевал во Вьетнаме, был ранен, вышел в отставку и занялся семейным ресторанным бизнесом, в котором преуспел, и до сих пор с его помощью зарабатывает на жизнь. За 30 лет Мэлтон собрал не имеющую себе равных коллекцию шпионского оборудования и приспособлений, литературных источников, документов, посвященных известным разведчикам и знаменитым шпионским операциям. Со временем его коллекция превратилась в настоящий музей, где наряду с миниатюрным шпионским фотоаппаратом, умещающимся в спичечном коробке и радиозакладками КГБ представлена похожая на байдарку одноместная подводная лодка ЦРУ.

Кит Мэлтон никогда не служил ни в одной из спецслужб, и поэтому свободен от служебных обязательств. Хотя секретная техника, включая скрытые камеры и «жучки», несекретна, сведения о месте и времени ее установки являются государственной тайной, а сами устройства должны быть утоплены или сожжены сразу после использования. Такова инструкция, но по-видимому инструкции не всегда выполняются на радость коллекционерам.

Во всем мире частных коллекционеров-«разведчиков»не больше десяти человек. Собирание таких вещей довольно дорогое удовольствие, поэтому практически все коллекционеры, за исключением Мэлтона, скрывают свое хобби.

Постепенно Мэлтон превратился в общепризнанного авторитета в области истории “шпионской” техники. В конце концов оказалось, что личное собрание Мэлтона полнее, чем соответствующие музеи в ЦРУ и АНБ.

Мэлтон - член Коллегии советников Национального исторического музея разведки в Вашингтоне, консультант ЦРУ, Министерства обороны и Музея криптографии Агентства национальной безопасности США по вопросам истории технических средств разведки.

В 1991 году Мэлтон был консультантом известного телевизионного сериала “Шпионы». Затем в 1997 году образовательный канал Дискавери выпустил с его помощью еще один сериал — “Война шпионов”.

На базе собранной коллекции Мэлтон написал несколько книг-бестселлеров. Самая известная из них - “Последняя” книга о шпионаже (Ultimate Spy Book). Теперь новых сотрудников спецслужб обязывают читать его книги в первые две недели службы, чтобы, как поясняют, «поддержать интерес к профессии».

Роберт де Ниро перед съемками в фильме «Ронин», где он сыграл отставного агента спецслужб, чтобы проникнуться «шпионским духом» приезжал именно к Мэлтону.

Кит Мэлтон внес наибольшую лепту в создание грандиозного музея истории международного шпионажа, который открылся в Вашингтоне в июле этого года. На его плечах лежало техническое оснащение музея.

У Мэлтона сейчас находится самая крупная коллекция техники Комитета Госбезопасности, экспонатов в которой больше, чем в музее на Лубянке. Сейчас коллекционар заканчивает книгу «Тайная история шпионских камер КГБ», обладая самым полным собранием комитетских фотоаппаратов. При этом сам он впервые приехал в Россию только в 1995 году, и утверждает, что почти все экспонаты этой коллекции попали к нему отнюдь не из СССР. Один из минифотоаппаратов, созданных КГБ – так называемый фотоаппарат в галстуке - “Точка-58”. Аппарат размещался на теле оператора и фотографировал через специальную булавку для галстука. В комплект входили две одинаковые булавки - через одну из них осуществлялась съемка, вторая — использовалась повседневно, чтобы окружающие привыкли к ее виду. Аппарат приводился в действие пружинным мотором и был почти бесшумным. Размер негатива составлял 8,5 х 11 мм, кассета вмещала 50 кадров.

Советский фотоаппарат “Киев-30” размещался в пачке сигарет. Взвод затвора и перемотка пленки осуществлялась при помощи одной из фальшивых сигарет. Для большей убедительности в корпус камуфляжа могла укладываться одна настоящая сигарета. Весил фотоаппарат 180 гр.

По словам Кита Мэлтона он был поражен инженерной и творческой мыслью технических специалистов КГБ. «Когда я выбирал самые интересные образцы шпионского оборудования для включения в книгу «The Ultimate Spy Book», я обнаружил, что лучшие из них были созданы в КГБ». Так он пришел к мысли написать отдельную книгу о шпионских камерах Комитета Госбезопасности.

Бывший шеф ЦРУ - Ричард Хелмс написал в предисловии к третьей книге Мэлтона:

«С появлением новых технологий старые устройства выходят из употребления и, зачастую, предаются забвению. Мы находимся в долгу перед Китом Мэлтоном, по существу частным лицом, за время, потраченное им на поиск и приобретение этих произведений инженерного искусства, которые в настоящий момент оказались собранными в его замечательной частной коллекции.

Благодаря усилиям г-на Мэлтона эти, как правило, удивительные и, зачастую, уникальные приборы и приспособления, когда-то строго засекреченные, теперь широко представлены на страницах его книг с подробными описаниями и иллюстрациями. Предлагаемое издание (имеется в виду третья книга) — результат упорной 17- летней работы Кита Мэлтона по спасению от исчезновения или забвения хитроумных технических устройств, которым вверяло свою судьбу столько сотрудников разведки».

(журнал ПАБ, ноябрь 2002)


Все права защищены. Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всего содержания сайта или какой-либо его части запрещается без письменного разрешения автора.
Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
Copyright © G.Abramov, 1997-2019