На главную О проекте Ссылки О сотрудничестве Пресса Библиография Поиск Что нового?
-Развитие фотоаппаратостроения в России до 1917 года / Development of a photoindustry in Russia till 1917
-Этапы развития советского фотоаппаратостроения (1917 - 1991) / Stages of development of the Soviet photoindustry (1917 - 1991)
-
- Крупноформатные камеры / Large Format cameras
- Среднеформатные камеры / Medium Format Cameras
- Панорамные фотоаппараты / Panoramic Cameras
- Стереокамеры / Stereo Cameras
- Фотокамеры одноступенного процесса / Instant Film Cameras
- Миниатюрные и полуформатные камеры / Miniature Cameras
- 35мм шкальные фотоаппараты / 35 mm Non RF Cameras
- 35мм дальномерные фотоаппараты / 35 mm RF Cameras
- 35мм зеркальные фотоаппараты / 35 mm SLR Cameras
- Камеры специального назначения / Special Cameras
-
- Аэрофотокамеры / Aerial Cameras
- Армейские камеры / Army cameras
- Камеры для разведцелей / Spy Cameras
-
- "Музей истории шпионской техники" Кита Мэлтона / H.Keith Melton, Historical Espionage Equipment, Jupiter, Florida, USA
- "Музей шпионажа", Анна Тарасова / "Espionage Museum", Anna Tarasova
- Специальный фотоаппарат "ЗОЛА" / Special chamber "Zola"
- Портативная копировальная фотокамера "Заслон" / Portable copy chamber "Zaslon"
- "Чем боялись испачкать руки советские разведчики?", из истории специальной техники / "Than were afraid to soil hands the Soviet spies?", from a history of special engineering
- Получение микроизображения (микроточки) / Preparation of microdot
- "УФА" - первая советская спецфотокамера? / "UFA" - first soviet spy camera?
- Из истории создания первого советского специального фотоаппарата "Аякс" / From a history of creation of first Soviet special camera "Ajax"
- Микрофотокамера "Зодчий" / Micro camera "Zodchii"
- Советский "Минокс" - фотокамера "Точка-58" / Soviet "Minox" - Camera "Tochka-58"
- Фотокамера прокатки "Алыча" / Copy-camera "Alycha"
- Копировальная установка "С-75" / Copy equipment "C-75"
-О чем молчал Ким Филби? / About what was silent Kim Filbi?
-Кто же был "впереди планеты всей" - КГБ или ЦРУ? / Who was "ahead of a planet of all" – KGB or CIA?
-Верный Друг Большого Русского Друга / Loyal friend of the Big Russian Friend
-Специальные киноаппараты КГБ / Special movie cameras of KGB
-Фотоаппараты компромата / Compromising evidence cameras
-Фотокамеры для негласной съемки "Циния", "Зола", "Москва-5" / Cameras for secret shooting of "Tsiniya", "Zola", "Moscow-5"
-Фотокамеры прокатки / Copy cameras
-Микрофотокамеры "Загадка" и "Залив" / Micro cameras "Zagadka" and "Zaliv"
-Специальные переносные фотоустановки для копирования документов / Special figurative cameras mounting for copying of documents
- Камеры для электрофотографии / Cameras for electrophotography
-Медицинская техника / The medical phototechnics
-Регистрирующие фотокамеры / The registering cameras
- Непромышленные камеры / Hand Made Cameras
- Принадлежности / Accessories
- Оптика / Lenses
- Дополнительные материалы, часть II / Additional materials, part II
-Логотипы оптико-механических заводов / Logos of the Enterprises

 

 

 

 

       
Рассылки Subscribe.Ru
  "История  отечественного  фотоаппаратостроения"  

21-09-2019 09:58:34

Получение микроизображения (микроточки)

По материалам музея Keith Melton Spy Museum, Boca Raton, Florida, USA
и личного архива Детлева Врейслебена, Германия.

В 20-ом веке службы разведки и контрразведки активно использовали микрофотографию в своей оперативной деятельности в качестве конфиденциального почтового канала связи. В годы холодной войны чаще всего применялась "микроточка" - микроскопическое изображение текста, схемы и даже портрета размерами около 1 кв. мм и меньше. Это позволяло надежно спрятать такое микро письмо внутри красивой рельефной открытки, конверта, посылки, книги или любого бытового предмета, подходящего по условиям работы агента или офицера разведки. В СССР и странах Варшавского блока активно практиковалось изготовление микроточки с использованием различных фоточувствительных пленок с высоким разрешением. Оперативные офицеры, агентура и особенно нелегальный аппарат разведки в обязательном порядке овладевали искусством изготовления микроточки в разнообразных бытовых условиях.

Первым создателем "настоящей" микроточки историки микрофотографии справедливо считаю Эммануила Голдберга, который в 1925 г. не только собрал оригинальную оптическую схему для её фотографирования, но и подробно описал все этапы создания фото эмульсионного слоя с высоким разрешением.



Оптическая схема Голдберга для изготовления микроточки, 1925 г.

Перед Второй мировой войной был изобретен целлофан, по своим параметрам идеально подходивший для изготовления фото чувствительных слоев с высоким разрешением, что и было необходимо для изготовления микроточки. По сравнению с классическими фотопленками, целлофан имел большую механическую прочность и устойчивость к агрессивным средам. Целлофановые "картинки" не боялись царапин, поскольку фото изображение формировалось внутри целлофана, прекрасно впитывающего фотохимические растворы.

Из английских и американских архивов следует, что немецкая разведка АБВЕР перед войной самым активным образом использовала микроточки для связи с агентурой в Северной и Латинской Америке. Западные историки микрофотографии также утверждают, что и советская разведка использовала микроточки еще до начала Второй мировой войны. Во время войны и в послевоенный период, в СССР активно работали немецкие ученые (возможно, пленные), которые совместно с советскими исследователями значительно продвинули вперед технологии изготовления микроточки. Вернувшись в ГДР, немцы также продолжили совершенствование этого вида специальной связи и создали для МГБ ГДР широкий спектр малогабаритных фотокамер и специальных объективов для микрофотографии, которыми щедро снабжали не только своих агентов, но и разведки дружественных стран, таких как Куба, Ангола, Никарагуа и др.

Процесс изготовления, чтения и пересылки микроточек достаточно подробно был описан в архивных материалах допросов агентов, которые прошли соответствующее обучение и располагали необходимыми материалами и фототехникой. Сам процесс создания микроточки был многоступенчатым - от создания чувствительного слоя до фотографирования микроточки.

Вначале необходимо было изготовить небольшой кусочек целлофана со свойствами фотопленки с высоким разрешением, порядка до 1000 линий на квадратный миллиметр. Для этого можно было воспользоваться целлофаном от обычной сигаретной пачки или упаковки кондитерских изделий. Целлофан предварительно размачивался в чистой воде и затем наклеивался на стандартную стеклянную пластинку с помощью желатинового клея.



Вырезание и наклеивание целлофана

Для создания фоточувствительного слоя стеклянная пластинка с целлофаном протиралась несколько секунд тампоном, смоченным в растворе нитрата серебра. Далее целлофан таким же образом обрабатывался бромидом калия и затем вторично нитратом серебра. Химическая формула этого процесса следующая:

                                                                   Светочувствительное вещество            

После обработки химикатами целлофан высушивался и мог храниться несколько лет в сухом и темном месте. Непосредственно перед изготовлением микроточки проводилось "очувствление" целлофана - повышение чувствительности фотослоя путем его обработки обычной водкой, в которой растворялась таблетка пирамидона - всемирно известного медикамента от головной боли (уже более 30 лет не выпускается и не продается).

Как правило, для фотографирования микроточки использовался так называемый "промежуточный негатив". Как пишут историки микрофотографии, впервые промежуточный негатив стали применять английские специалисты во время Второй мировой войны для ускорения времени экспонирования и уменьшения мощности осветительной лампы. Если требовалась микроточка с текстом, то его печатали на пишущей машинке с заглавными буквами и увеличенным интервалом, как это делали для Генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева Л.И. перед особо важными выступлениями. Иногда текст писался от руки черной тушью с помощью толстого чертежного пера, а позднее - толстым фломастером.

Для фотографирования микроточки собиралась оригинальная "фотоустановка", в которой использовалась лупа и фотоаппарат с широкоугольным объективом. Наиболее подходящими считались такие фотоаппараты, как "Лейка", "Экзакта", "Контакс", "Ретина", "Практика" и др., имевшие ручной режим "T" работы затвора:

Время экспонирования определялось моментами включения и выключения электролампы. При этом были нежелательны хождения по комнате, закрывание холодильника или дверей, что могло вызвать вибрации, существенно снижавшей резкость изображения микроточки. Особенности опасными были старые лифты, проходящие рядом трамваи и ведущиеся недалеко строительные работы, в связи с чем, разведчики предпочитали работать с микроточкой по ночам, как это правильно показано в шпионских кинофильмах.

Если не делать промежуточный негатив, а фотографировать лист размером А-4 прямо через объектив фотоаппарата на целлофан, то размеры "фотоустановки"достигали порядка нескольких метров, а время экспонирования измерялось часами. Почему? Все фоточувствительные слои, в том числе и целлофан, используемые для изготовления микроточки, должны иметь разрешение не ниже 500-700 линий. Такими свойствами обладают фотоматериалы с очень низкой чувствительностью из-за мелкозернистой структуры фотослоя. Поэтому изобрели промежуточный негатив, который с помощью указанной "фотоустановки", дважды, с помощью лупы и объектива, фокусировался в крохотную точку с очень большой степенью яркости, что значительно сокращало время фотографирования микроточки. Пионеры микрофотографии брали даже дуговые лампы огромной яркости, чтобы на слабо чувствительных материалах получать контрастное изображения микроточки.

После фотографирования целлофан с микроточкой закреплялся в растворе стандартного закрепителя и промывался в проточной воде для отклеивания от стекла и удаления желатинового клея с поверхности целлофана. Затем начиналась самая кропотливая процедура - вырезание микроточки с помощью кусочка бритвы с острым краем. Для этого целлофан располагался на листе белой бумаги, и микроточка обрезалась с трех сторон, затем специально заточенной спичкой микроточка прижималась к бумаге, и производилось обрезание с четвертой стороны. Если не использовать спичку, не прижатая микроточка после обрезки с четвертой стороны могла подпрыгнуть и упасть в неконтролируемое место, что часто приводило к долгим поискам микроточки или даже к её потере.

Перед тем, как спрятать микроточку в бытовой предмет, в открытку или конверт, производилось обесцвечивание изображения в слабом йодном растворе. Проще всего было спрятать микроточку в надрезанный край открытки или конверта, который затем тщательно заклеивался и проверялся на отсутствие вздутий, следов клея и просто грязи, с тем, чтобы службы перлюстрации не обратили бы свое пристальное внимание на эти подозрительные места.


Надрезание края конверта для тайника микроточки

Из английских и американских архивов следует, что немецкая разведка АБВЕР перед войной самым активным образом использовала микроточки для связи с агентурой в Северной и Латинской Америке. Западные историки микрофотографии также утверждают, что и советская разведка использовала микроточки еще до начала Второй мировой войны. Во время войны и в послевоенный период, в СССР активно работали немецкие ученые (возможно, пленные), которые совместно с советскими исследователями значительно продвинули вперед технологии изготовления микроточки. Вернувшись в ГДР, немцы также продолжили совершенствование этого вида специальной связи и создали для МГБ ГДР широкий спектр малогабаритных фотокамер и специальных объективов для микрофотографии, которыми щедро снабжали не только своих агентов, но и разведки дружественных стран, таких как Куба, Ангола, Никарагуа и др.

На фото внизу одна из специальных микрофотокамер "Уранус-2", с помощью которой можно было изготовить (сфотографировать) микроточку непосредственно на специальную фотопленку с высоким разрешением, устанавливаемую в стандартную кассету "Минокс". Этот редкий, а всего было изготовлено 5 штук, фотоаппарат, который можно было хранить в спичечном коробке, был оснащен специально разработанным объективом "Цейс" и изготавливался для нужд МГБ ГДР в период 1961-62 г.г.


Микрофотокамера "Уранус-2" для изготовления микроточки (ГДР) её использование

Процесс изготовления, чтения и пересылки микроточек достаточно подробно был описан в архивных материалах допросов агентов, которые прошли соответствующее обучение и располагали необходимыми материалами и фототехникой. Для того, чтобы читатель смог оценить, насколько сложно или просто было работать с микроточкой, ниже приводятся основные этапы технологического процесса изготовления микроточки, активно используемого в конце 40-х - начале 50-х годов прошлого века.

После получения открытки, письма или посылки разведчик начинал искать микроточки по точным координатам, которые он заранее получал по другим каналам связи. Обнаружив место с микроточкой, разведчик аккуратно вырезал его вместе с частью конверта или открытки и бросал весь вырезанный кусок в фото проявитель. В проявителе клей растворялся, микроточка отделялась от лишних частей бумаги или картона и на ней начинал появляться текст, рисунок или схема.

Отдохнув и набравшись сил после всех этих процедур, разведчик начинал читать микроточку с помощью микроскопа или специальных приспособлений, которые давали ему возможность узнать, например, что "...Центр поздравляет разведчика с днем рождения, передает привет от родных и близких и желает ему здоровья и успехов в его весьма важной для Родины работе".


Документальные материалы и фотографии предоставлены частным музеем Keith Melton Spy Museum, Boca Raton, Florida, USA. Авторы благодарят г-на Детлева Врейслебена (Detlev Vreisleben), Германия, за фотографии, использованные в этой статье.

Подробнее - "История микроточки".

Все права защищены. Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всего содержания сайта или какой-либо его части запрещается без письменного разрешения автора.
Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
Copyright © G.Abramov, 1997-2019